Через два месяца вступит в силу новый метод расчета расходов на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП, в рамках ОСАГО. В частности, размер страховой выплаты будет зависеть от степени изношенности деталей автомобиля, страны-производителя и ценовой ситуации в регионе, где были получены повреждения. Пока многие параметры еще остаются непрописанными.
Дойти до суда
Впервые расчет стоимости запчастей по страховке зафиксировали законодательно. Дело в том, что сейчас нет стандартной схемы оценки ущерба автомобиля и единой методики расчета стоимости деталей. Этим иногда пользуются автоэксперты и страховщики. Запчасти, подлежащие замене только на новые, зачастую оцениваются как подержанные. Причем сумма выплаты становится известна только после ее перевода на счет пострадавшего.
В большинстве случаев компенсации не хватает и на половину стоимости ремонта машины. И автовладельцы вынуждены обращаются в суд, чтобы доказать реальную цену ремонта.
- Порой обсчет клиентов доходит до 20% от реального размера затрат, — говорит владелец агентства «Страховой советник Кокорев» Олег Кокорев. — ОСАГО все еще остается убыточным видом страхования, и компаниям невыгодно делать большие выплаты. Единые нормы могли бы изменить ситуацию и свести потери страхователей к минимуму. Сейчас цена полиса ОСАГО у каждого страховщика своя, а с утверждением новых правил все они будут рассчитывать стоимость ущерба одинаково.
В задачи независимой технической экспертизы, кроме исследований причин повреждения транспортных средств, входит еще определение причин, технологии ремонта и стоимости ремонта. На данный момент по этому поводу есть разночтения.
Существуют затраты на восстановительный ремонт — это, коротко говоря, сумма, которую нужно потратить на ремонт. И есть восстановительные расходы, то есть за минусом износа заменяемых деталей. Так вот, чтобы посчитать восстановительные расходы, эксперт будет пользоваться теми же самыми формулами. В практике применяется еще и так называемая методика Минюста. Страховщик или эксперт-техник считает по нынешним правилам, и выводит сумму, которая оказывается меньшей, чем на деле стоит ремонт. И страхователь, опять же, ищет правду в суде.
Пластмасса — не металл
С осени планка предельного износа деталей автомобиля будет закреплена на 80%. Это значит, что даже «антиквариат» на четырех колесах, пока он способен ездить и попадать в аварии, может рассчитывать на оставшиеся 20% износа. В документе будут приведены формулы расчета износа для разных типов деталей — кузовных элементов, шин, аккумуляторов, а также правила расчета норм расхода материалов.
Поврежденные детали, менявшиеся в течение срока эксплуатации машины, будут оценивать в соответствии с их пробегом. Чтобы доказать факт замены запчасти, автовладельцу нужно предъявить соответствующие чеки. Качество материала детали будет влиять на размер выплаты – пластиковые запчасти, например, будут оцениваться дешевле, чем металлические.
По новым правилам, страховщики должны будут выдавать деньги не только за поврежденную деталь, но и за прочие запчасти, которые по техническим требованиям полностью устранят неисправность.
Схема учета износа уже замененной детали пока непонятна. Предполагается, что износ таких узлов должен рассчитываться с момента установки новой детали, однако для этого автомобилистам придется хранить все чеки и заказы-наряды со станций технического обслуживания. Что же делать в случае, когда чеков нет?
Проценты родины
Износ будет считаться по-разному и в зависимости от страны-производителя. Так, медленнее всего будут терять в цене машины, выпущенные в Японии. Далее следуют европейские автомобили, машины из Южной или Северной Америки, затем - Азии. На последнем месте — автомобили, произведенные в России, в том числе — иномарки, собранные здесь.
Сегодня большинство владельцев жалуются на то, что сумма страхового возмещения не покрывает расходов на ремонт. Учитывая, что появится много дополнительных пунктов, сложно рассчитывать на рост выплат. Страховщики, в свою очередь, недовольны разработкой Минтранса РФ. Поскольку нет дополнительной технической документации, без которой работать попросту нельзя. И тоже недоумевают, какая может быть связь между степенью износа и происхождением машины. Всегда, по сути, определяющими были две вещи — год выпуска и реальный пробег.
Мнение специалиста
Мария Мальковская, директор по страхованию и развитию бизнеса ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»:
- Единая методика расчета позволит избежать ряда разногласий между страховщиками и потерпевшими. К сожалению, на данный момент документ не доработан. Отсутствуют нормативные документы, которые страховщики и независимые эксперты должны использовать в расчетах стоимости восстановительного ремонта. Кроме того, введение такого документа существенно повлияет на размер страховой выплаты. Без пересмотра тарифов по ОСАГО и либерализации тарифов это может негативно сказаться на убыточности страховых компаний. Что касается введенного перечня запасных частей, износ на которые не распространяется, стоимость средней выплаты по ущербу увеличится. Сейчас же он рассчитывается различными методиками с применением нормативных справочников, выпускаемых для разных марок автомобилей.
Мнение специалиста
Павел Паль, директор филиала ООО «РОСГОССТРАХ» в Самаре:
- Формально в данном постановлении присутствует раздел, посвященный расчету износа. Тем не менее, назвать данный порядок методикой пока сложно. Документ предусматривает необходимость использования дополнительных справочников, на сегодняшний день отсутствующих. К примеру, данные производителей транспортных средств о гарантии от сквозной коррозии кузова; данные о странах происхождения для различных марок (моделей); номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа, и т. д. Наверное, одной из целей разработки данного документа являлось снижение среднего уровня значения износа. Однако во что выльется в итоге применение данного новшества, предугадать трудно, так как в уравнении слишком много неизвестных. Сейчас мы ждем дополнительных материалов, и если дождемся их к началу вступления документа в силу, готовы будем вернуться в данному вопросу. Не дождемся — будем работать с тем, что есть, и смотреть на результат по факту.