19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101», прозванный в народе «копейкой». ВАЗ-2101 «Жигули» - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан.
Авто - в массы!
В начале 60-х годов прошлого века аналитики Министерства экономики СССР предоставили руководству ЦК КПСС доклад о ситуации в стране. Из документа стало ясно, что на счетах в сберкассах советских людей накопились достаточные средства. Возникла идея о наилучшем варианте потратить накопленное - предложить народу массовый легковой автомобиль. Одним из главных инициаторов этого решения стал председатель Совета Министров Алексей Косыгин.
По политическим соображениям выбор в партнерстве пал на итальянский Fiat. Косыгин отправился в Италию на переговоры, а летом 1965 года в Москву с ответным визитом приехал тогдашний президент Fiat Витторио Валлетта. 2 апреля 1966 года в Турине была представлена новая модель Fiat 124. Именно он и был принят за основу для создания будущего советского ВАЗа.
В мае 1966 года в Турине был подписан протокол об участии Fiat в создании в СССР промышленного комплекса по производству легковых автомобилей. За три года в Тольятти построили автомобильный завод, а в апреле 1970 года с его конвейера сошли первые ВАЗ-2101. Конструкцию автомобиля доработали с учетом советских условий: увеличили дорожный просвет, усилили подвеску и кузов.
Маленький шедевр
Спустя четыре года 15 апреля 1974 года коллектив ВАЗа праздновал выпуск миллионной «копейки». Этот автомобиль оказался маленьким шедевром. Ни до, ни после «копейки» сборщики не смогли создать таких долговечных автомобилей. На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своем классе, одним из наиболее современных и надежных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия. «Копейка» стала настоящим народным автомобилем в России.
ВАЗ-2101, согласно испытаниям, нуждался в капитальном ремонте лишь после того, как проходил расстояние, равное 10 путешествиям из Москвы до Владивостока. Есть случаи, когда «копейки» обходились без капитального ремонта и 20, и 25, и даже 30 лет!
За выпуск данной модели в мае 1972 года ВАЗ получил международную премию «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли. За все время производства (с 1970 по 1983 годы) автозавод дал жизнь 2,7 млн «копеек».
Автомобили «ВАЗ-2101» неоднократно участвовали в съемках фильмов на разных площадках страны. Его можно видеть в фильмах «Мимино», «Особо опасен». В 2002 году под слоганом «Культовая машина в круговерти страстей» в прокат вышел фильм Ивана Дыховичного «Копейка», в котором главную роль играл автомобиль.
По материалам источников: autocentre.ua, doroga63.ru, lenta.ru