Показал нам… Чехова

Организаторы гастролей, конечно, слегка перестарались в охоте на зайцев, но понять их можно. Сколько уже крупных гастрольных проектов сорвалось из-за плохих продаж билетов.

Летом не приехала в Самару мастерская Петра Фоменко, годом раньше - Малый театр из Вильнюса, основанный Римасом Туминасом - тем самым человеком, который сейчас «художественно руководит» театром им. Вахтангова. Ну не хотят самарцы платить за высокое искусство. За шансон - пожалуйста. И за антрепризу с «киногероями» - сколько угодно...
На этот раз с продажами все обстояло наилучшим образом. Да и могло ли быть иначе, когда в афише значатся имена Владимира Симонова, Марии Ароновой, Сергея Маковецкого, Василия Ланового, Ирины Купченко, Владимира Этуша...
Для знатоков, однако, главной «заманухой» были не знаменитые актеры, а худрук, который, по отзывам московских критиков, наконец, нашел этим звездам достойное дело, вывел театр из спячки. Да и сам Туминас не раз говорил, что его цель - заставить актеров забыть об их звездном статусе и вспомнить, что на сцене они «открывают неведомые миры», а не показывают себя.
Что же до четырех привезенных спектаклей, то они были наглядным доказательством, что театр «при Туминасе» и «до Туминаса» различаются как небо и земля. В самом деле, на мрачнейшем чеховском «Дяде Ване» Туминаса публика смеялась чуть ли не больше, чем на «Амфитрионе» Мольера, поставленном Владимиром Мирзоевым явно с прицелом на развлечение зрителей. Правда, на последнем самая смешная шутка случилась по вине самарцев. В середине первого действия с балкона раздался телефонный звонок. Сергей Маковецкий (он же Амфитрион) остановился на середине предложения, выдержал паузу в несколько секунд и мрачно спросил: «Кого?»
В «Дяде Ване» играющему главную роль Маковецкому не приходилось отвлекаться на зал. Его такой искренний неудачник дядя Ваня покорил всех. Многие, наверное, еще долго будут вспоминать, как он, доведенный самодовольством Серебрякова (его играл Владимир Симонов) до неистовства, роется в ящиках на верстаке, заменяющем героям спектакля и рабочий стол, и обеденный. Хочет найти пистолет, но рука хватает то молоток, то пилу… Даже тут оказался недотепой. Смешно. И больно. Да что там, чудесных моментов было множество. И самое главное, они складывались в спектакль. В спектакль про нашу нескладную жизнь и нашу Самару, в которой «театральные деятели» то стонут о том, что никто не хочет смотреть их нравоучительно-пафосные шедевры, то о том, что приходится ставить бессмысленные комедии - мол, только это наш зритель и хавает.
А вот Римас Туминас, общаясь с прессой, на этот случай дает два простых совета. Первый: если ты бездарность - признай это, и тебе станет легче. Второй: если ты не бездарность, но боишься, что твой зритель тебя не поймет, - выгони «своего зрителя» из театра. И зрителю тоже станет легче.
 

Версия для печати