По словам Свибловой, эта выставка нарушает все привычные каноны визуального искусства. Хотя бы потому, что здесь зрители не только смотрят. Но и читают. Каждая фотография сопровождается не подписью, но развернутой статьей Юрия Роста. А иногда даже стихами. Его же сочинения. И несмотря на эту «неправильность», публика воспринимает выставку с восторгом.
На больших черно-белых фото не только отражена вся удивительная карьера Юрия Роста, но и документирована великая эпоха, запечатлены ее герои. Ушедшие и бессмертные. Перечислять нет смысла. Здесь люди, составляющие славу России. Не только знаменитые актеры, политики, музыканты, спортсмены, но и совершенно обычные люди. Солдаты, крестьяне, вдовы. Люди, на своих плечах вынесшие все горе и страдание эпохи. Вынесшие страну. Куда? Большинство фотографий относятся к тем временам, когда наша страна именовалась СССР. А Рига, Тбилиси и Киев были столицами союзных республик, в которых жили наши друзья, не требующие виз и паспортов.
Впрочем, на открытие выставки в Самаре публика пришла отнюдь не ностальгировать. В морозный вечер здесь собрался весь местный бомонд. Даже на пресс-конференции успела вылезти на передний план депутат Наталья Боброва, пытавшаяся вручить фотографу книжку своих афоризмов. Юрий Рост вежливо отказывался.
Никаких вопросов на прессухе никто не задавал. Открыв рты (и в прямом смысле тоже!), журналисты и все пришедшие слушали великолепные истории от человека, который видел все и всех. Впрочем, рассказы были не о знаменитом. Рост вспоминал, как участвовал в бегах на ипподроме и покупал американский пиджак в комиссионке на Невском, как его принимали на работу и как привезли ему первый (трофейный) фотоаппарат.
Как-то незаметно пресс-конференция перетекла в открытие выставки. Юрий Рост скромно отвечал на вопросы любопытных, щелкал толпу довольно простенькой мыльницей. А в какой-то момент спокойный и не замеченный никем присел на банкетку. Самарские же фотографы, которых тоже пришло в этот вечер немало, старательно критиковали творчество мэтра, охотно искали недостатки и рассуждали о том, что слишком много в его творчестве семиотики и маловато оригинальных ракурсов. В этом и есть разница. Разница Роста. Он просто снимает эпоху. Незаметно и деликатно, чтобы не спугнуть течение жизни вокруг. Он не считает нужным привлекать к себе внимание. Зачем? Слава уже нашла его. За день до приезда в Самару в отеле Риц-Карлтон в Москве Юрию Росту было присвоено звание академика российской прессы.
Биографическая справка
Юрий Михайлович Рост родился 2 февраля 1939 г. в Киеве.
В 1967-1979 гг. - специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда».
С 1979 г. - обозреватель и фотокорреспондент еженедельника «Литературная газета».
С 1994 г. - автор и ведущий телепрограммы «Конюшня Юрия Роста».
По итогам 1994 г. программа Юрия Роста, наряду с программой «Намедни», была признана лучшей программой года.
В настоящее время - обозреватель «Новой газеты».
Юрий Рост - лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2000 г., лауреат независимой общенациональной премии «Триумф-2000» за высшие достижения в литературе и искусстве.
Лауреат премии правительства РФ в области печатных средств массовой информации за 2005 г.
В сентябре 2008 г. на XXI Московской международной книжной выставке фотоальбом Юрия Роста «Групповой портрет на фоне века» был назван «Книгой года».
Эпоха в полный Рост
Юрий Рост вместе со светской гранд-дамой и директором Московского Дома фотографии Ольгой Свибловой привез в галерею «Виктория» выставку «Портрет эпохи». Это немного урезанный вариант ретроспективы его сорокалетнего творчества - часть огромной выставки, которая меньше года назад с триумфом прошла в московском Манеже.