Он же преподаватель МГУ Павел Лион. Часовую задержку концерта музыкант с лихвой компенсировал трехчасовым выступлением и общением с поклонниками.
В Самару такой колоритный персонаж, которого с большой натяжкой можно сравнить Федулом Жадным, приехал в первый и, возможно, единственный раз. Впрочем, как признался Короленко уже после концерта, визит в Самару был для него фатально предопределен:
- Моя мама была здесь во время Великой Отечественной в период эвакуации, когда в динамиках радиоточек гремело «Вставай, страна огромная...». Для нее тот период был судьбоносным. Также Самара фигурирует в одной моей песне в качестве места действия. Видимо, я вспомнил ее на подсознательном уровне. Для меня этот город ассоциируется с не-Москвой в хорошем смысле, и знаете, он мне понравился.
Явился Псой при «параде»: в оранжевых джинсах, черной рубахе, белом пиджаке, салатовом галстуке. Лысый, с бородой и внушительным животом музыкант вызывал невольные ассоциации с мифологическим силеном. Они оправдались, едва Псой, пропустив 100 грамм с лимончиком, запел свои непристойно-философские куплеты.
«Жили-были бабка и дед. Терлись они бок о бок. И получился Колобок», - пересказывал он сказочную историю на свой лад. Дальше - больше. Псой издевался над всеми. Спародировал вокал Эдит Пиаф, будто звучащий со старой пластинки, Анатолия Папанова в роли Волка... Аккомпанементом Короленко звучал старый синтезатор Casio, без которого не обходится ни одно выступление музыканта. Но лучше всего у него получалось исполнение стихов классиков «под шансон». И вот уже звучал «Ябнутый», в котором Псой в своей манере смешал с цитатами из Пушкина собственные строки: «Не дай мне Бог сойти с ума. / Нет легче посох и сума. / Нет легче труд и глад. / Не то чтоб разумом моим я дорожил. / Не то чтоб с ним расстаться был не рад. / Рад! Очень рад!»
Как-то не верилось, что человек, поющий такое, в обычной жизни - кандидат филологических наук и преподаватель МГУ. Однако ему очень хорошо удается уживаться со своим буйным альтер-эго:
- Творческий образ для меня такая же важная жизненная составляющая, как и наука и преподавание. Хотя сейчас я уже не преподаю, сосредоточился на песнях. Но вообще преподавание и музыка для меня одно и то же – своеобразный перформанс.
Нашлось у Короленко и объяснение феномена популярности его «заумных» песен у молодежи:
- Сознание любого человека состоит из культурных архетипов. Я обращаюсь к ним, и это рождает понимание. Для меня очень важно стирание границ между элитарным и низким искусством. В песнях я показываю, насколько они относительны.
Увлеченный беседой с поклонниками, которая происходила уже после концерта, гость даже отложил ужин из макарон с сыром. Но в прогулке по Ленинградской далеко за полночь себе не отказал. После чего отправился в аэропорт.
«Ябнутым все можно»
Вечером 20 мая в музей-ресторан Chopper пожаловал герой столичного андеграунда, шансонье и клезмер Псой Короленко.