Пора «качать» права!

Эксперты Роспотребнадзора отвечают на вопросы жителей губернии

Каждому из нас хоть раз в жизни в магазине продавали просроченные продукты, пытались «развести» на дополнительное обслуживание за отдельную плату при покупке бытовой техники, не возвращали деньги за шубу, которая полезла клочьями через неделю после ее приобретения. Люди часто не знают, как выяснять отношения с торговцами и коммунальщиками, как правильно составить претензию и куда идти жаловаться. На эти и другие жизненно важные вопросы ответили специалисты-эксперты отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Если крыша протекает...
Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечают 15 марта, на вопросы жителей области отвечали замначальника отдела защиты прав потребителей Людмила Власова и эксперты ОЗПП Виталий Печеркин и Алексей Крючков.
Вопросы «про ЖКХ», как правило, сезонные. Сейчас самый популярный - протекающие крыши.
- Анатолий из Самары беспокоит. Живу на последнем этаже. Крыша постоянно протекает. ЖЭУ только обещает отремонтировать. Что делать-то?
- Если ЖЭУ или управляющая компания не реагирует на жалобу, обращайтесь в жилищную инспекцию. Это их компетенция. Но мы можем подсказать, как правильно акт о протечке составить.
Ау, мебель?
- Василий Петров, Сызрань. Я купил в магазине мебельный гарнитур. Который на выставке был, по цвету не понравился. Я заказал такой же другого цвета и предоплату внес. Но в срок мне мебель не привезли. Как мне поступить?
- Вы заключили договор купли-продажи по образцу. Если продавец не передал товар в установленный срок, можете требовать его передачи в установленный вами новый срок или возврата предоплаты. При отказе продавца можете отказаться от исполнения договора. В любом случае, независимо от возникшей ситуации между вами и продавцом, по закону о защите прав потребителей предусмотрена необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Вам нужно обратиться с претензией к продавцу гарнитура. Если получите отказ, придется обращаться в суд.
Шуба полезла клочьями
- Купила шубу норковую в торговом центре. Она через неделю клочьями полезла. Деньги возвращать не хотят. Как быть?
- Напишите претензию. Они должны в 10-дневный срок ее рассмотреть. Если пойдут навстречу — вернут деньги или обменяют шубу. Если нет — продавец должен провести независимую экспертизу.
- А я опасаюсь им шубу на экспертизу оставлять. Мало ли что.
- Тогда акт составляйте, когда шубу отдавать будете. А лучше попробовать договориться, чтобы независимую экспертизу провели в вашем присутствии. В заранее оговоренное время.
За зуб отдала 10 тысяч
- Из Тольятти Ирина Сергеевна. Вот у нас при поликлинике работает стоматологический кабинет. Я там делала протезирование. С меня взяли 10 тысяч рублей, деньги «в карман» отдала. Это законно?
- Вы пошли на поводу у стоматологов, сами нарушили свои права. У вас нет ни договора, ни кассовой квитанции?
- Нет.
- Ваши отношения с доктором в этом случае должны быть досконально прописаны в договоре. Какую услугу вы собирались получить, с какими материалами они должны были работать, в какие сроки сделать протезирование, в случае каких причин вы можете расторгнуть договор и т.д. Если вы недовольны, вы ничего предъявить не сможете - сами деньги из рук в руки отдавали.
Подпись неважна
- Михаил из Кинельского района. Я купил аккумулятор для автомобиля. Он вышел из строя через две недели. Машина прошла техосмотр, с ней все в порядке. Продавец сказал: несите заявление и заказывайте за свои деньги экспертизу...
- А вы договор купли-продажи внимательно читали?
- Прочитал потом внимательно. Там все обязательства — мои. И в конце договора прописано: он вступает в силу в тот момент, когда я его подписал.
- И что же вы хотите? Надо сразу внимательно читать. Но этот договор ничтожен. Все равно обращайтесь по месту покупки. Прошу всех потребителей запомнить: подпись под договором еще ни к чему не обязывает потребителя! Если договор подписывается, он должен соответствовать закону. Если не соответствует — он не имеет значения.
Словно дети малые
Эксперты еще долго отвечали на вопросы. Делать это им приходится ежедневно. А в заключение поделились своими наблюдениями. Люди стали грамотнее в правовом смысле, но иногда поступают просто как малые дети.
Недавно приходила пенсионерка. Купила внуку в кредит мобильник и фотоаппарат. Рассчитывала на одну сумму, кредит оформили на другую. Мало того, при оформлении ее еще убедили оформить разные страховки и дополнительное обслуживание техники, приобрести аксессуары. Но самое главное, ей не дали никаких банковских документов. Старушка пришла в отдел защиты прав потребителей только с чеком. Который был похож на пулеметную ленту — чего в нем только не было. На вопрос, в какой банк вы должны вносить платежи, она ответить не смогла. Теперь ей помогут найти банк, предоставивший кредит.
Еще участились случаи, когда при продаже, к примеру, жидкокристаллического телевизора, его настойчиво предлагают проверить за отдельную плату на «битые мегапиксели». Якобы установить заводской брак. Не надо забывать, что предпродажную подготовку еще никто не отменял. И нам должны продавать уже проверенный, исправный и качественный товар.
Бывают в практике экспертов и совсем курьезные случаи. На днях позвонил мужчина, сказал, что купил вина и когда выпил, ему подурнело. А выпил две бутылки. Потребовал проверить, хорошего ли качества вино. В отделе до сих пор думают, что ему посоветовать.

Куда жаловаться?
Общественная приемная управления Роспотребнадзора по Самарской области
443079 Самара, пр. Г. Митирева, 1. Тел. (846) 260-37-99

Отделы защиты прав потребителей
Железнодорожный район: ул. Урицкого, 21, тел. 336-25-93.
Кировский район: пр. Кирова, 157, тел. 995-12-73
Куйбышевский район: ул. Зеленая, 14, тел. 330-33-00.
Ленинский район: ул. Садовая, 243, тел. 242-25-58.
Промышленный район: ул. Краснодонская, 32, тел. 995-30-94.
Самарский район: ул. Некрасовская, 38, тел. 333-36-81.
Советский район: ул. Советской Армии, 27, тел. 262-03-78.
Октябрьский район: ул. Ново-Садовая, 20, тел.337-61-22.
Красноглинский район: ул. С. Лазо, 11, тел. 950-15-45.

Как правильно составить претензию
Претензия может быть составлена в произвольной форме. Но в ней нужно указать:
1. Кому направляете (например, директору).
2. ФИО, адрес, телефон для связи.
3. Заголовок: написать «Претензия» или «Заявление».
4. В тексте изложить суть дела и четко сформулировать требования.
5. Указать ваши намерения, если не захотят решить «по-доброму».
6. Дата и подпись.
7. Указать, какие документы прилагаются (чек и т.д.).
Претензия пишется в 2-х экземплярах. Один передается в магазин, на другом его работники должны поставить подпись и дату. Это подтверждение, что претензия получена. Если бумагу отказываются брать и подписывать, отправьте по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
 

Версия для печати