Возвращение крылатой легенды

Единственный в мире летающий Ил-2 станет одним из главных украшений Парада памяти

Через неделю в Самаре по инициативе реготделения «Единой России» пройдет Парад памяти, посвященный 70-летию военного парада 7 ноября 1941 года. Тогда по главной площади запасной столицы Советского Союза прошли 22 тысячи солдат и сотни единиц бронетехники. А над городом пролетели около 600 самолетов. Среди них были и штурмовики Ил-2. Один из них вернется в самарское небо, чтобы напомнить потомкам победителей о днях боевой славы.

Стальной хищник, собранный в Куйбышеве, в 1942 году был подбит вражеским снарядом и рухнул в болото на границе Карелии и Мурманской области. Топь спасла и пилота, и саму машину. Летчик выбрался, а самолетметан и трясина «законсервировали» на долгие годы. Подняли Ил-2 только в 2005 году. В идеальном состоянии сохранилось чуть меньше половины его деталей. Остальные восстановили новосибирские реставраторы с помощью специалистов самарского завода «Авиакор».
«Штопать» изрешеченную броню не стали. Боевой самолет, как и мужчину, шрамы только украшают. А вот хвостовую часть пришлось заменить.
- В 41-м ее делали из шпона, так что сегодня мы повторили эту технологию и использовали фанеру, - говорит инженер новосибирской компании «Авиареставрация» Виктор Лушин.
Заменить реставраторам пришлось и еще одну деталь - двигатель. Родной мотор самолета был рассчитан на 60 летных часов. Считалось, дольше им не протянуть, ведь бои в те годы шли ожесточенные. С новым «сердцем» Ил-2 сможет налетать как минимум 800 часов. Этого должно хватить еще на 30 лет жизни.
Перед тем как отправить самолет в Самару, его уже опробовали в небе Новосибирска. Мягкий взлет, пять кругов в небе и почти идеальная посадка. По словам летчика-испытателя Владимира Барсука, эмоции от управления живой легендой возникают противоречивые:
- Когда летишь и понимаешь, что в эту бронеспинку когда-то вжимался настоящий летчик-штурмовик, становится одновременно и приятно, и волнительно.
Ил-2 прибудет в Самару 3 ноября. Его привезут железной дорогой в разобранном виде - отдельно крылья и фюзеляж. Собирать части воедино будут на заводе «Авиакор». Здесь же, на собственном аэродроме предприятия 7 ноября Ил-2 возьмет разбег и отправится на Парад памяти. А после выступления в Самаре самолет начнет турне по международным авиашоу — график выступлений уже расписан на год вперед.

Александр Хинштейн, депутат Госдумы РФ:
- Региональное отделение «Единой России» выступило инициатором реконструкции знаменитого парада 7 ноября 1941 года. Он, кстати, был единственным авиационным парадом за всю войну. И участвовавшие в нем самолеты Ил-2 - являются символом победы и города Куйбышева.

Справка
Ил-2 был создан в ОКБ-240 под руководством Сергея Ильюшина и выпускался в Куйбышеве. Это самый массовый боевой самолет в истории, всего их было выпущено более 36 тысяч. Наши летчики называли Ил-2 «летающим танком», а немецкие за неуязвимость - «бетонным».
 

Версия для печати