В Самаре возобновился громкий процесс по делу 36-летнего Сергея Кузнецова, известного в народе как «кряжский маньяк». По версии следствия, Кузнецов охотился на поддатых мужчин, угощал их выпивкой, заранее подсыпав туда наркотик. А когда жертва теряла сознание — раздевал и оставлял замерзать на холоде. Пока известно о шести жертвах серийного убийцы, но их может быть намного больше.
Страшная находка
Жутковатый запах встречает каждого, входящего в подъезд, где маньяк в одной из квартир организовал хранилище для снятых со своих жертв вещей. Страшный склад находился в небольшом поселке Купино Безенчукского района.
- Мы с сестрой думали, что он хранит в квартире трупы, - говорит соседка Ирина Макушина. - Из-за его двери постоянно пахло чем-то разлагающимся. Мы даже жаловались в администрацию. И однажды к нам таки пришли следователи, участковый и вскрыли дверь квартиры Кузнецова...
Мертвецов там не оказалось. Но были следы крови. А еще - грязь, груды бутылок, обветшалых гниющих тряпок и много-много баулов, набитых одеждой, обувью и мобильниками. Чтобы никто не видел все это добро, хозяин жилища закрыл все окна железными листами.
Раздевал до трусов
Сергея Кузнецова обвиняют в шести умышленных убийствах, трех грабежах, причинении тяжкого вреда здоровью, похищении документов и разбоях.
По версии следствия, все это Кузнецов успел проделать в конце 2007 - начале 2008 года. Он встречал подвыпивших людей, предлагал им еще принять на грудь и подсыпал в спиртное наркотик.
- Кузнецов подошел ко мне возле бара в конце сентября 2007 года, - рассказал на суде Игорь Петров, которому посчастливилось выжить. - До этого я выпил в баре около 350 граммов коньячной настойки на рябине, стоял на улице, курил. Кузнецов попросил у меня денег на спиртное. Я дал.
Сергей сходил в бар, потом — домой и вернулся к Петрову с клетчатой сумкой. Он протянул Игорю бутылку пива, сказав, что взял дома денег и теперь хочет отблагодарить Игоря за щедрость. Бутылка была открыта.
- Я выпил примерно половину, а что было после этого, совершенно не помню, - говорит Игорь. - Очнулся в палате.
В больнице Петрову рассказали, что его нашли на улице раздетым до трусов. На спине — царапины, а в трусах — листья. Как будто его долго тащили по земле. Врачи сообщили, что у Игоря сильное отравление.
После этого «проколов» в работе маньяка не было. Каждую из шести своих пьяных жертв он накачивал каким-то наркотиком, отвозил в район совхоза «Волгарь», раздевал и оставлял замерзать. Вещи убитых складывал в сумку и вез в «хранилище» в Купино.
- Я просто ненавидел пьющих людей, - сказал Сергей Кузнецов на допросе. - Не знаю, хочу ли я теперь жить. Может быть, хочу, но в какой-то другой реальности.
«У него жуткий взгляд»
- Он всегда ходил с большой клетчатой сумкой, в красном шарфе и меховой шапке, - вспоминает Михаил Демахин, водитель троллейбуса, на котором Кузнецов часто ездил в совхоз «Волгарь». - Однажды я заметил, что на конечной он пытается вывести из салона выпившего мужчину. Тот упирался. Я вызвал милицию. Правоохранители приехали и забрали пьяного .
- Он лазил по помойкам, собирал там вещи и бутылки, в магазине считал копейки — ему всегда не хватало денег на продукты, - вспоминает специалист администрации Купино Надежда Доронина. - И при этом он купил две квартиры в Купино, пять квартир и комнат в Самаре! Причем во второй квартире в Купино он поселил сначала какого-то мужчину, а потом там по очереди жили две его подруги.
- У него всегда был жуткий взгляд, - говорит соседка Ирина Макушина. - Он ходил в каких-то лохмотьях. И всегда с баулом. Мы его очень боялись. Я даже сестре говорила — не груби ему, а то и убить может. А вообще по нему было заметно, что он немного не в себе, а иногда казалось, что он совсем невменяемый.
Жертв может быть больше?
Экспертиза действительно признала Кузнецова невменяемым. Правда, не сразу.
- Кузнецов оказался на скамье подсудимых в 2009 году, - вспоминает прокурор, гособвинитель по делу Наталия Рагуля. - Во время суда его отправили на психиатрическую экспертизу в Казань. Там его признали абсолютно нормальным. Судебные заседания возобновились. Но у участников процесса остались сомнения в адекватности Кузнецова. И его направили на экспертизу в институт имени Сербского.
Московские врачи не смогли сделать вывод сразу и попросили дать им время на лечение Сергея. Через два года резюмировали: на момент убийств Кузнецов был невменяем. «Шизофрения», - подытожили они.
На минувшей неделе в Самарском областном суде стартовал процесс, который должен завершиться направлением Кузнецова на принудительное психиатрическое лечение. Если, конечно, его признают виновным в страшных деяниях. Пока же мужчина находится в институте им. Сербского.
В суде его интересы представляет мама. Она с трудом приезжает на заседания и, по разрешению суда, говорит, не вставая со скамьи. У женщины в последние годы начались проблемы с давлением. На вопросы «Репортера» о сыне она не стала отвечать.
От других родственников Кузнецова известно лишь, что Сергей всегда был замкнутым. В 14 лет вместе с несовершеннолетним братом напал на водителя такси. После этого его поставили на учет в психоневрологический диспансер. Но до 2007 года в преступлениях замечен не был.
- Подозрение пало на Сергея, когда «засекли» звонки с сим-карты одного из убитых, - рассказывает Наталия Рагуля. - Сим-карту нашли у девушки, которая жила в одной из квартир Сергея. Она сказала, что ее дал ей Кузнецов.
Именно после этого силовики и стали проверять все жилища Кузнецова. В конце концов нашли и жуткое хранилище «трофеев» маньяка.
- Зачем ему нужны были вещи убитых, совершенно непонятно, ведь он их не носил, не пользовался, - говорит присутствовавшая при обыске делопроизводитель администрации Купино Галина Шилина. - А скольких людей он на самом деле убил и ограбил? Ведь у него нашли целый мешок мобильных телефонов и десятки предметов одежды.
«Я ненавижу пьяных!»
Самарский маньяк убивал подвыпивших людей и «коллекционировал» их одежду