«Рус фанер» пролетит над Самарой

В Параде памяти примет участие легендарный самолет У-2

Фото:

Шесть лет ушло у энтузиастов из самарского аэроклуба на постройку точной копии прославленного бомбардировщика. «Кофемолка» — так называли этот самолет немцы из-за характерного звука движка — зажужжит над городом 7 ноября. В этот день в Самаре пройдет Парад памяти, воссозданный в честь знаменитого куйбышевского парада 1941года. С инициативой воспроизвести события семидесятилетней давности выступило реготделение партии «Единая Россия».

У-2-универсал
У этой легендарной боевой машины было немало прозвищ. Советские пилоты называли ее «небесным тихоходом». Солдаты вермахта, которым У-2 доставлял массу хлопот в прифронтовой полосе, - «Рус фанер».
- Фашисты также прозвали самолет «ночным фельдфебелем», - рассказывает инструктор самарского аэроклуба Евгений Смирнов. - А все потому, что он часто не давал им спать.
Впервые У-2 поднялся в небо в 1927 году, и никто тогда не думал, что он станет долгожителем.
- Простенький дешевый самолетик — его Поликарпов разработал между проектированием истребителей и серьезных бомбардировщиков, - продолжает Смирнов. - У-2 задумывался как учебный, но его ждало куда более славное будущее. Он стал самым массовым и универсальным самолетом в мире!
Его летные качества оценили в начале военных действий на Южном фронте, в боях за Одессу. Днем эти самолеты можно было сбить даже из винтовки, попав в бензобак, но ночью они были незаменимы и наводили ужас на врага. У-2 взлетал даже с неподготовленных площадок и мог на малой скорости пройти над целью.
Целых шесть лет самарцы трудились над бомбардировщиком. Первым делом искали чертежи в архивах военных музеев. Для поиска уцелевших деталей Анатолию и Евгению пришлось объехать всю страну. На это ушел целый год. Затем еще пять непосредственно на строительство самолета.
- Мы долго думали, что же написать на борту, - говорит Смирнов. - И в итоге остановились на жизнеутверждающем варианте «За боевых друзей».

Устроят воздушный бой
Интересный факт: куйбышевский парад 41-го был единственным авиационным за все годы войны. 70 лет назад над нашим городом пролетело более 600 крылатых машин.
- В 2011 году компанию У-2 с «победным» номером RA-1945 G на Параде памяти составят Яки-52, - рассказывает авиаинструктор и еще один из инициаторов воссоздания У-2 Анатолий Шляхно. - Их сделаем максимально похожими на Як-1 — легендарный военный истребитель.
По словам самарских пилотов, если 7 ноября будет ясная погода, они не только исполнят фигуры высшего пилотажа (мертвые петли, крутые бочки), но и сымитируют воздушный бой.
- В нашем коллективе, в основном, офицеры запаса, которые отлетали по 30-40 лет, — говорит начальник Самарского областного аэроклуба Геннадий Черковский. — И для нас большая честь принять участие в таком параде. Сделаем все, чтобы  провести его на самом высоком уровне. Наша задача - построить самолеты в таких же боевых порядках и выполнить те же проходы, что были на параде 70 лет назад.

Справка
Серийное производство У-2 началось в 1928-м и завершилось в 1953 году. После смерти конструктора Николая Поликарпова в 1944 году самолет в честь его создателя переименовали в По-2. Этим легендарным машинам и их пилотам посвящены фильмы «Небесный тихоход», «В небе «Ночные ведьмы», «В бой идут одни старики».

Версия для печати