На сайте РЭО ГИБДД Самары появился рейтинг самарских автошкол по подготовке водителей различных категорий транспортных средств за девять месяцев этого года. Качество их работы оценивали нехитрым способом - считали количество аварий по вине начинающих водителей и сравнивали статистику сдачи экзамена с первого раза.
Самые опасные - «трехлетки»
Всего в городе 35 автошкол, но в рейтинг попали не все. Девять из них существуют меньше года, их посчитали слишком «зелеными» для рейтинга. Когда список появился в сети, самарцы начали бурно его обсуждать. Оно и понятно: каждый обладатель заветного водительского удостоверения когда-то обучался в той или иной автошколе. Каждому есть что вспомнить, рассказать. Найдя в списке свою «родную» школу, кто-то с результатами согласился, а кто-то уверено заявил, что такой рейтинг не может быть показателем эффективности обучения. «Репортер» решил услышать мнение составителей рейтинга.
- За показатель мы брали процентную долю успешности сдачи экзамена с первого раза и количество аварий по вине водителей со стажем вождения до трех лет, - говорит заместитель начальника отдела - начальник экзаменационного отделения РЭО ГИБДД управления МВД России по Самаре Фарид Ахмадулин. - Остальные критерии оценки - такие, как уровень квалификации педагогов, состояние автопарка, отношение инструкторов к ученикам - остались не учтенными.
В то же время Ахмадулин уточняет, что, тем не менее, самым объективным показателем качества обучения все же является поведение молодых водителей в условиях «боевой обстановки», то есть на дороге. Именно это и отражено в рейтинге. Любопытно, что начинающие водители чаще сбивают пешеходов, чем допускают столкновение с другими авто.
- Возьмем, к примеру, Самарский техникум транспорта и коммуникаций, где обучают водителей трамвая, - продолжает наш собеседник. - Там всегда высокий процент сдачи и теории, и практики. Но как только выпускники с блеском сдают экзамены и выходят на маршрут, начинаются настоящие чудеса.
Только за последние три месяца водители трамваев пять раз наезжали на пешеходов, один из них скончался. Неудивительно, что эта автошкола в рейтинге - на последнем месте.
- Интересно, что, по статистике, новички с опытом вождения до двух лет водят довольно аккуратно, - говорит Фарид Ахмадулин. – А вот на третий год практики многие теряют бдительность – из «молодых» водителей именно они чаще других становятся виновниками аварий.
Статистику портят «шумахеры»
А вот объективность другого критерия - в какой автошколе чаще сдают экзамен с первого раза - вызывает большие сомнения. Ведь ни для кого не секрет, что права можно получить и за деньги, не утруждая себя зубрежкой билетов и тренировками заезда задним ходом в воображаемый гараж. А в последние годы «теория» усложнилась, да и к «практике» предъявляются более жесткие требования, чем раньше. В результате процент сдающих экзамен с первого раза сильно упал.
- Конечно, сдать экзамен по вождению непросто, особенно с первого раза, - соглашается Фарид Ахмадулин. – Более того, очень часто те, кто сдают со второго, третьего раза, в результате водят намного лучше тех, кому удалось это с первой попытки. Потому что получают за это время большой опыт.
Расхожее мнение о том, что сдать бесплатно с первого раза нереально, - по мнению сотрудника ГИБДД, полная чепуха. Оно исходит от нечистых на руку инструкторов, которые за деньги обещают помочь на экзамене.
- Не стоит этому верить и нести деньги, - говорит Ахмадулин. - Заваливать курсанта на экзамене, когда в машине установлена камера видеонаблюдения, никто не будет. Если водитель уверенно держится за рулем, то он без проблем сдаст на права.
А вот инструктор Александр, попросивший не называть его фамилию, не согласен с Ахмадулиным.
- Если курсант пришел с нулевым опытом вождения, то никакая автошкола не научит его за два месяца держаться за рулем уверенно, - говорит Александр. – И «засыпать» его гаишнику труда не составит. И получается лотерея: кому-то повезло, кому-то нет, а кто заплатил - спокоен за результат. При такой системе сдачи экзаменов говорить об объективности рейтинга нельзя.
Автошкола «Эксон» находится в рейтинге на 24 месте. В последние годы эта автошкола, которая существует уже 85 лет, считалась одной из лучших. Но за девять месяцев 2011 года виновниками ДТП стали три ее ученика.
- То, что мы скатились так низко, меня, конечно, удивляет, - говорит заместитель генерального директора ГУП Самарской области «Эксон» Сергей Козлов. - Просто не повезло, что у нас учились «шумахеры», которые и подпортили нам статистику.
Как объясняет Сергей, в автошколу приходят люди с разными характерами. Одни за рулем внимательны, бдительны, а другие ничего не боятся и лихачат, не думая о последствиях. И здесь инструкторы ничего поделать не могут.
Пешеход, бойся трамваев!
ГИБДД оценило работу самарских автошкол за неполный 2011 год