Пешеход, бойся трамваев!

ГИБДД оценило работу самарских автошкол за неполный 2011 год

На сайте РЭО ГИБДД Самары появился рейтинг самарских автошкол по подготовке водителей различных категорий транспортных средств за девять месяцев этого года. Качество их работы оценивали нехитрым способом - считали количество аварий по вине начинающих водителей и сравнивали статистику сдачи экзамена с первого раза.

Самые опасные - «трехлетки»
Всего в городе 35 автошкол, но в рейтинг попали не все. Девять из них существуют меньше года, их посчитали слишком «зелеными» для рейтинга. Когда список появился в сети, самарцы начали бурно его обсуждать. Оно и понятно: каждый обладатель заветного водительского удостоверения когда-то обучался в той или иной автошколе. Каждому есть что вспомнить, рассказать. Найдя в списке свою «родную» школу, кто-то с результатами согласился, а кто-то уверено заявил, что такой рейтинг не может быть показателем эффективности обучения. «Репортер» решил услышать мнение составителей рейтинга.
- За показатель мы брали процентную долю успешности сдачи экзамена с первого раза и количество аварий по вине водителей со стажем вождения до трех лет, - говорит заместитель начальника отдела - начальник экзаменационного отделения РЭО ГИБДД управления МВД России по Самаре Фарид Ахмадулин. - Остальные критерии оценки - такие, как уровень квалификации педагогов, состояние автопарка, отношение инструкторов к ученикам - остались не учтенными.
В то же время Ахмадулин уточняет, что, тем не менее, самым объективным показателем качества обучения все же является поведение молодых водителей в условиях «боевой обстановки», то есть на дороге. Именно это и отражено в рейтинге. Любопытно, что начинающие водители чаще сбивают пешеходов, чем допускают столкновение с другими авто.
- Возьмем, к примеру, Самарский техникум транспорта и коммуникаций, где обучают водителей трамвая, - продолжает наш собеседник. - Там всегда высокий процент сдачи и теории, и практики. Но как только выпускники с блеском сдают экзамены и выходят на маршрут, начинаются настоящие чудеса.
Только за последние три месяца водители трамваев пять раз наезжали на пешеходов, один из них скончался. Неудивительно, что эта автошкола в рейтинге - на последнем месте.
- Интересно, что, по статистике, новички с опытом вождения до двух лет водят довольно аккуратно, - говорит Фарид Ахмадулин. – А вот на третий год практики многие теряют бдительность – из «молодых» водителей именно они чаще других становятся виновниками аварий.

Статистику портят «шумахеры»
А вот объективность другого критерия - в какой автошколе чаще сдают экзамен с первого раза - вызывает большие сомнения. Ведь ни для кого не секрет, что права можно получить и за деньги, не утруждая себя зубрежкой билетов и тренировками заезда задним ходом в воображаемый гараж. А в последние годы «теория» усложнилась, да и к «практике» предъявляются более жесткие требования, чем раньше. В результате процент сдающих экзамен с первого раза сильно упал.
- Конечно, сдать экзамен по вождению непросто, особенно с первого раза, - соглашается Фарид Ахмадулин. – Более того, очень часто те, кто сдают со второго, третьего раза, в результате водят намного лучше тех, кому удалось это с первой попытки. Потому что получают за это время большой опыт.
Расхожее мнение о том, что сдать бесплатно с первого раза нереально, - по мнению сотрудника ГИБДД, полная чепуха. Оно исходит от нечистых на руку инструкторов, которые за деньги обещают помочь на экзамене.
- Не стоит этому верить и нести деньги, - говорит Ахмадулин. - Заваливать курсанта на экзамене, когда в машине установлена камера видеонаблюдения, никто не будет. Если водитель уверенно держится за рулем, то он без проблем сдаст на права.
А вот инструктор Александр, попросивший не называть его фамилию, не согласен с Ахмадулиным.
- Если курсант пришел с нулевым опытом вождения, то никакая автошкола не научит его за два месяца держаться за рулем уверенно, - говорит Александр. – И «засыпать» его гаишнику труда не составит. И получается лотерея: кому-то повезло, кому-то нет, а кто заплатил - спокоен за результат. При такой системе сдачи экзаменов говорить об объективности рейтинга нельзя.
Автошкола «Эксон» находится в рейтинге на 24 месте. В последние годы эта автошкола, которая существует уже 85 лет, считалась одной из лучших. Но за девять месяцев 2011 года виновниками ДТП стали три ее ученика.
- То, что мы скатились так низко, меня, конечно, удивляет, - говорит заместитель генерального директора ГУП Самарской области «Эксон» Сергей Козлов. - Просто не повезло, что у нас учились «шумахеры», которые и подпортили нам статистику.
Как объясняет Сергей, в автошколу приходят люди с разными характерами. Одни за рулем внимательны, бдительны, а другие ничего не боятся и лихачат, не думая о последствиях. И здесь инструкторы ничего поделать не могут.

Версия для печати