«Мы устали жить в помойке!»

«Репортер» выяснил, как привести в порядок свой двор

Эти фотографии жильцы дома №68 на ул. Димитрова выложили в интернете

Мэрия Самары решила продлить проведение конкурса «Двор, в котором мы живем», в рамках которого идет благоустройство придомовых территорий. Но далеко не все самарцы могут похвастаться красивым и благоустроенным двором. И в этом, как выяснилось, частично виноваты и сами жильцы, которые ничего не делают для того, чтобы им не пришлось краснеть за свой грязь и лужи возле своих подъездов. Впрочем, это не снимает ответственности и с бездействующих коммунальных служб.

Ночью — с фонарем
Суть конкурса такова: если вы хотите, чтобы ваш двор начали ремонтировать коммунальщики, для начала в нем нужно сделать что-то самому. Посадить цветник, покрасить лавочки, смастерить детские качели и т.д. Заявки от жителей будут принимать до 1 ноября специально созданные советы при районных администрациях города.
Но пока одни самарцы своими руками украшают дворы, другие утопают в грязи. Недавно жильцы дома №68 на ул. Димитрова рассказали о своей проблеме в интернете. Уже много лет они добиваются, чтобы их в дворе навели порядок.
- У нас нет света во дворе и подъезде, нет асфальтной дорожки к мусорным контейнерам, на дорогах огромные ямы, в которых каждый день застревают машины, а мусор не вывозят порой больше недели, - возмущается жительница дома Лидия Орлова. - Детям негде играть. Такое чувство, будто после того, как дом был построен, о его существовании забыли.
Поздно вечером и ночью жителям, чтобы пройти по двору, приходится пользоваться фонариками и мобильными телефонами, так как освещение здесь отсутствует как явление. До мусорных контейнеров многие добираются в колошах и резиновых сапогах.
- Я за эту осень дочке уже три пары сапог сменила, - жалуется Наталья Бандеева. - Такую грязь никакая обувь не выдерживает. Сорок лет живу в этом доме, и ни разу за это время ремонт во дворе не делали. Мы устали жить в помойке!
Впрочем, как рассказали другие жильцы дома, некое подобие благоустройства тут все-таки было три года тому назад. Правда, не во всем дворе, а только возле первого подъезда. Там заасфальтировали дорожку.
- Тогда в доме жил юрист, и он активно занимался этим вопросом, - говорит Орлова. - Именно он и добился ремонта возле своего подъезда. А когда юрист переехал, все окончательно «заглохло».

Кто виноват?
По справедливости говоря, сами жильцы не сделали ровным счетом ничего, чтобы их двор изменился в лучшую сторону.
- Я ходила в ЖЭУ, там меня «отфутболили», сказали, все вопросы — к управляющей компании, - говорит Лидия Орлова. - А мы и знать не знаем, кто управляет нашим домом. Да и не интересовались никогда.
Удивительно, но название и контакты управляющей компании прописаны в квитанции на оплату коммунальных услуг, которую жильцы получают ежемесячно! Попросив у Лидии счет за «коммуналку», мы позвонили по указанному телефону.
- Мы обслуживаем очень много дворов и проследить за состоянием каждого не можем при всем желании, - объяснил генеральный директор управляющей компании «ВАСКО» Игорь Кузнецов. - Поэтому все вопросы, в том числе связанные с благоустройством двора, у нас решаются по заявлениям.
Как выяснилось, письменных жалоб от жильцов дома №68 в управляющую компанию никогда не поступало. Так что в данном случае запущенность двора стала следствием бездействия самих жильцов.

Как общаться с УК
Мы решили выяснить, куда еще, кроме управляющей компании, можно обратиться, чтобы ваш двор привели в порядок и как грамотно составить пресловутое заявление.
- После того, как стало возможным приобретение квартир в собственность, право на управление многоквартирными домами остается за жильцами, - объясняет юрист Центра правовых технологий «ЮРКОМ» Юрий Шеляков. - Теперь мы сами можем решать, какого качества коммунальные услуги мы хотим получать, в каком состоянии будут наши подъезды, подвалы, придомовая территория. Собственники квартир имеют полное право выбрать один из трех способов управления жильем: самостоятельно, образовав ТСЖ, или выбрав управляющую компанию.
В данном случае дом выбрал управляющую компанию (УК), и именно она занимается вопросами благоустройства дворов и других придомовых территорий. Если УК не исполняет взятых на себя обязательств, жильцы должны обратиться с жалобой на ее действия или бездействие в жилищную инспекцию, которые работают при районной администрации.
- Но для начала жильцы должны начать общаться с сотрудниками УК, - говорит Шеляков. - Причем желательно в письменной форме. Ваше обращение может быть подано как лично с проставлением отметки о его приемке на втором экземпляре или направлено заказным письмом с обязательной отметкой о вручении. При этом лучше при написании обращения в «шапке» указать, что копия направляется в вышестоящие органы, прокуратуру, СМИ и т.д. Ни одному должностному лицу не нужна лишняя шумиха, и это заставит его более внимательно подойти к рассмотрению вашего вопроса. Обращение следует подписать не одному жильцу, а коллективно, чтобы было видно, что это проблема не одного человека.
И если ответ окажется отрицательным, можно приступать к радикальным действиям. Не надо забывать, что управляющая компания — это коммерческая организация, которая получает прибыль от своей деятельности. И эту прибыль обеспечивают ей жильцы. В случае, если жильцов не устраивает работа УК, договор с ней может быть в любой момент расторгнут.
 - Угроза лишиться источника прибыли является очень действенным, стимулирующим средством, - добавляет Шеляков. - Жители вправе потребовать от управляющей компании уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими деньгами.
 

Версия для печати