23 сентября в Октябрьском районном суде Самары был вынесен приговор по резонансному делу трех бывших гаишников. Почти два года назад они, по версии обвинения, избили двух молодых самарцев, которые пытались скрыться от них на легковушке. В результате пассажир, 24-летний Владимир Харчев, скончался от полученных травм.
Пьяная погоня
Напомним, 17 января 2010 года Александр Янкин, его приятель Владимир Харчев и еще трое молодых людей, выпив пива, решили потусить в ночном клубе «Полет», что на улице Лукачева. Поехали они на автомобиле Янкина ВАЗ-2114. Несмотря на то что владелец «четырнадцатой» был лишен прав, парень все же сел за руль.
Кстати, по данным ГИБДД области, только за прошлый год 23-летний Янкин 13 раз подвергался административному наказанию за различные нарушения правил движения. В августе 2009 года за управление авто в нетрезвом состоянии суд забрал у него права на 20 месяцев...
Пробыв в клубе некоторое время и пропустив еще по паре кружек пива, около 22.30 компания решила отправиться по домам. Когда «четырнадцатая» Янкина выскочила с Маломосковской (улица-дублер Московского шоссе) на Революционную, его попытался остановить сотрудник ДПС Николай Иванов. Но водитель проигнорировал взмах жезла. Иванов и его коллега Евгений Мокшин погнались за нарушителями, вызвав на подмогу экипаж Николая Томина.
Тем временем «четырнадцатая» проскочила на красный сигнал светофора через перекресток Революционной и Московского шоссе и начала петлять по улицам, пытаясь оторваться от погони. Автомобиль то и дело врезался в бордюры и сугробы, но продолжал движение. На ул. Авроры легковушка влетела на автозаправку «Март» и врезалась в бетонное ограждение. Но и это не остановило Янкина. Он поехал в сторону Печерской и свернул на ул. Митерева. Вскоре автомобиль остановился у дома №169 на проспекте К. Маркса.
Забили до смерти
Обвинения милиционерам предъявили только в конце 2010 года. В феврале этого года дело ушло в суд, однако его отправили на доследование. Сдвинуть расследование удалось лишь после вмешательства Генпрокуратуры РФ и жалоб к президенту от родственников Владимира Харчева на затягивание процесса.
Суд начался в июле. Фемиде пришлось столкнуться с тем, что показания потерпевших и подсудимых сильно расходятся. По словам Янкина, когда он вышел из машины, к нему подскочил Томин. Милиционер ударил парня в живот и повалил на землю. Тут подоспели Иванов и Мокшин. Томин, оставив Александра коллегам, которые продолжили воспитывать нетрезвого водителя силой, подошел к машине.
Оттуда вышли два пассажира, одним из них был Владимир Харчев. Томин сбил Харчева с ног и начал его бить. Когда находящаяся в машине девушка стала кричать, сотрудники ДПС прекратили мордобой и позвонили в «скорую».
Янкина и Харчева госпитализировали. Александр угодил на больничную койку с сильным сотрясением мозга.
Владимир спустя 12 дней после погони скончался, не приходя в сознание. Смерть, по словам врачей, наступила от перелома основания черепа, повлекшего за собой кровоизлияние под оболочку головного мозга.
Действия, похожие на удары
Гаишники же уверяют, что все было совсем не так. Они подтверждают, что 17 января прошлого года участвовали в погоне за ВАЗ-2114 и заблокировали машину на пр. К. Маркса, но факт рукоприкладства отрицают.
- Водитель "четырнадцатой" Янкин выскочил из авто, и я подбежал к нему, - рассказывал на одном из судебных заседаний Николай Томин. - Схватил его за рукав, бросил на землю и пошел за наручниками. Повернувшись, я увидел, что к Янкину подошли Иванов и Мокшин и стали совершать действия, похожие на удары. Избивали ли инспекторы задержанного, я не разглядел. Было темно. Возможно, они пытались его поднять или проводили личный досмотр.
А вот к Харчеву, как утверждают Томин, Иванов и Мокшин, они даже не подходили. Однако проведенные экспертизы доказали, что травмы потерпевшим были нанесены обувью, принадлежащей именно Томину, и что именно он повинен в смерти Харчева.
Адвокат Томина Елена Строилова считает, что доказательств вины ее подзащитного недостаточно. В суде она заявляла, что травмы Харчев мог получить в салоне машины во время погони, ведь автомобиль неоднократно наезжал на препятствия. А скончался молодой человек, по мнению адвоката, от некой неизлечимой болезни. Однако суд был неумолим...
25-летнего Николая Томина признали виновным в превышении должностных полномочий и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека. Он получил семь лет колонии строгого режима.
Его бывшие коллеги 26-летний Иванов и 27-летний Мокшин получили 4 и 3,5 года в колонии общего режима соответственно. Их признали виновными в превышении должностных полномочий и причинении тяжкого вреда здоровью.
Адвокаты подсудимых намерены обжаловать приговор в облсуде. У Николая Томина дома остался 10-месячный малыш, у Евгения Мокшина - ребенок четырех лет.
Отец Владимира Николай Харчев собирается подать еще иск в гражданский суд, чтобы взыскать с Томина 2,5 млн рублей. Александр Янкин также хочет потребовать с дэпээсников 300 тысяч за причиненный моральный вред.
Гаишников приговорили к 14 годам
Сотрудников ДПС признали виновными в смерти самарца