Игра в «шашечки»

Подорожает ли в Самаре частный извоз после вступления в силу «закона о такси»?

1 сентября вступил в силу ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», или, как его окрестили в народе, «закон о такси». Документ установил новые требования к организации перевозок на легковых такси на всей территории страны. Ощутить все плюсы и минусы нововведений, что называется, на собственной шкуре мы сможем с 1 января 2012 года. А пока «Репортер» попытался выяснить, готовы ли к переменам сами таксисты.

В такси появится кассовый аппарат
Подчиняясь требованию нового закона, таксисты теперь будут вынуждены получать лицензию на работу сроком на пять лет. Причем дадут ее, если только автомобиль принадлежит фирме - на правах собственности либо на условиях договора, по которому осуществляется лизинг автомобилей. Выйти «на круг» на своем автомобиле, сданном в аренду транспортной организации, таксист-частник уже не сможет.
Лицензию фирма будет оформлять на каждую машину своего таксопарка. При этом документ должен храниться в автомобиле, а за его отсутствие владельцу грозит штраф.
Кроме того, в каждой машине должен появиться таксометр и кассовый аппарат — чтобы выдавать пассажирам чеки. Если такси выйдет на маршрут без этих приборов, владелец будет оштрафован. За повторное нарушение предусмотрена приостановка действия лицензии.
Среди других требований закона о такси — единый для каждого региона цвет такси, стаж таксиста - не менее трех лет. Сама машина не реже одного раза в полгода должна проходить техосмотр. Все данные о водителе и автомобиле будут содержаться в так называемой «карточке таксиста», предъявлять которую шофер обязан по первому требованию пассажира. И, кстати, реестр этих данных должен быть размещен в интернете, на сайте компании.
Еще одно новшество: начиная с 1 января 2012 года разрешение, выданное организации или частному предпринимателю, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, действует только на территории того региона, уполномоченный орган которого его выдал. То есть перевозить клиента из одной области в другую можно будет лишь в том случае, если у таксиста есть разрешения, выданные обоими субъектами.

«Баранка» - не для всех!
К «закону о такси» россияне отнеслись неоднозначно. Причем нейтральных мнений практически нет – общество разделилось на два лагеря: обеими руками «за» и категорически «против».
На стороне закона, естественно, оказались чиновники. Так, временно исполняющий обязанности руководителя Управления государственного автодорожного надзора по Самарской области Владимир Плахтеев рассказал «Репортеру», что рынок такси давно пора сделать цивилизованным.
- Более того, сейчас этого самого рынка в Самаре не существует вообще, - считает Плахтеев. - Есть отдельные организации и предприниматели, которые каким-то непонятным способом выжили после кризиса. И есть превышающая их в тысячу раз армада так называемых «бомбил» - юридически никак не оформленных. Они ездят на своих зачастую неисправных автомобилях, и в данный момент применить к ним никакие санкции невозможно.
По словам Плахтеева, в 69-м федеральном законе четко прописано, что функции по надзору за деятельностью такси возложены на органы исполнительной власти субъекта (т.е. региональный Минтранс) и органы безопасности дорожного движения (ГИБДД). А штрафы, предусмотренные в законе, теперь будут на порядок выше прежних.

Бомба для «бомбил»
Нововведения ориентированы, прежде всего, на повышение уровня безопасности пассажироперевозок, качества услуг и снижение доли нелегального рынка, который сегодня находится вне правового и фискального поля. Однако сами предприниматели, занимающиеся частными перевозками пассажиров, думают по-другому.
К примеру, руководитель организации «Спасение-девятка Самара» Михаил Тройников считает, что новый закон ничего, по сути, не изменит:
- Лицензию на пять лет и раньше приходилось получать, техосмотр проходить тоже всегда надо было. То, что штрафы повысили для частников, это их проблема. А касательно других пунктов, как, например, покрасить машины в единый цвет, то это уже из области фантастики. До такого, скорее всего, не дойдет.
А вот директор ООО «Лидер» Евгений Кондратьев считает, что качество работы таксистов все-таки улучшится:
- Этот закон, конечно, создаст проблемы для мелких организаций, и первое время количество такси уменьшится. Но мы, как и другие крупные фирмы, сможем подстроиться. «Бомбил», с которыми ведется многолетняя борьба, наконец, станет меньше. Всем им придется официально оформляться в организацию. Спрос за обслуживание повысится, что в первую очередь выгодно для пассажиров.
Впрочем, по мнению Кондратьева, в законе не доработан вопрос перевозки пассажиров в другие области:
- Этот вопрос, как и единая цветовая гамма для машин, останется открытым до 2012 года.
Водители же, работающие на себя, о законе высказываются более резко.
- Полное безобразие! - уверен Александр Седов, зарабатывающий извозом с 70-х годов. - Если раньше был просто бардак, то теперь станет еще хуже. Я работал по-разному, в том числе и в фирмах по трудовой книжке, но из-за низкой зарплаты и плохого отношения уволился, оформился индивидуальным предпринимателем и теперь тружусь на себя. Загляните в салон моей машины, – говорит он, открывая дверцу своей «семерки». – Видите, как чисто? Такой порядок редко увидишь в официальных такси. И никакая лицензия их этому не научит. С «бомбилами» же бороться пытались еще в советские годы. Тогда ничего не вышло, значит, не получится и сейчас. Им штрафы не страшны. Как работали, так и будут работать, а честным таксистам придется страдать.

На «попутке» дешевле?
Все без исключения участники обсуждения соглашаются - стоимость перевозок в результате всех этих нововведений однозначно подорожает. Одни называет цифру в 20%. Другие уверены, что тарифы вырастут как минимум вдвое.
Все просто: у бизнеса возрастут риски, а он всегда склонен перекладывать риск на потребителя. Предпринимателям придется платить за медосмотры водителей, компенсировать затраты на таксометры, приобретение кассовых аппаратов и лицензий. Кроме того, если автомобиль новый, то установка в нем кассового аппарата может привести к снятию с производителя гарантийных обязательств.
- Так как услуги такси подорожают в несколько раз, люди еще реже будут обращаться в фирму, дешевле будет доехать на «попутке», - считает владелец такси «Самара» Александр Грицай. - Закон, на мой взгляд, вообще парадоксален. Создавая его, авторы безусловно хотели совершить благое дело, но ориентировались на Москву, не подумав, что в регионах своя специфика. Поэтому в других субъектах РФ теперь страдать будут добросовестные таксисты. Было бы разумно, если бы взаимоотношения выстраивались между таксистом и пассажиром, и лицензия выдавалась физическому лицу. Закон же прописывает, что договор заключается не с человеком, а с машиной, что не совсем логично. Многие хорошие водители со стажем вынуждены будут уйти работать в тень, и «бомбил» станет не меньше, а больше. Закон их не остановит, а лишь развяжет им руки. И таким людям высокие штрафы не страшны. Сотрудники ГИБДД не смогут доказать, что водитель везет клиента, а не родственников или друзей. А вот машины с «шашечками», которые оформят на организацию, будут постоянно проверять на постах.
К тому же возникает еще один, едва ли не самый главный вопрос: как при предполагаемом уменьшении количества компаний, таксисты справятся с пассажиропотоком? Эта проблема в Самаре актуальна уже сейчас – попробуйте в пятницу или субботу вечером или ночью вызвать такси. Если вообще приедут, то в лучшем случае через полтора часа.

Работа над ошибками
Между тем депутаты Самарской губернской думы еще в начале этого года пытались законодательно регламентировать таксобизнес в области. Тогда, по словам депутата Алексея Кириенко, шла речь о закреплении условий приема на работу водителей такси.
- Недопустимо, чтобы таксистами становились люди, буквально вчера получившие права, - говорил депутат. - Нельзя рисковать жизнями пассажиров. Кроме того, в новогодние праздники таксисты подняли цены на перевозки в два-три раза. Эту проблему также надо решать.
Впрочем, работа над региональным законопроектом после нескольких месяцев завершилась ничем. Федералы опередили самарских законотворцев, и 22 апреля Дмитрий Медведев поставил свою подпись под судьбоносным документом.
Но, как оказалось теперь, несогласные с законом о такси есть и среди депутатов Госдумы. В частности, Александр Хинштейн, находясь в Самаре, 15 сентября заявил, что вступление в силу этого закона нужно отложить на год:
- Документ предполагает ужесточение требований как к техническому состоянию автомобилей, так и к водителям. В частности, предусматривается, что машины должны быть не старше трех лет, на них должна быть специальная маркировка. Но к 1 января большинство таксистов не смогут выполнить новые требования, за такой короткий период времени это попросту невозможно сделать. В результате огромное число людей останется без работы.
Вместе с тем депутат видит в новом законе и положительные стороны, полагая, что его принятие - это лишь вопрос времени.

Нарушители раскошелятся
За невыполнение новых требований федеральным законом предусмотрены немалые штрафы. Например, за отсутствие в салоне информации о перевозках водителю придется заплатить 1000 рублей. За невыдачу квитанции таксистом пассажиру устанавливается штраф вдвое больше.
Если у автомобиля отсутствует специальная «шашечная» раскраска или нет оранжевого фонаря на крыше, то предусмотрен штраф в размере 3000. За незаконную установку «опознавательных знаков» – 5000. Столько же придется заплатить за управление автомобилем без соответствующего разрешения или же за отказ от заключения договора на перевозку пассажира.
Несоблюдение маршрута будет стоить водителю также 5000, а юрлицу, на которое трудится шофер, – 20 тыс. руб.

Довольны ли вы работой такси в Самаре?

Дмитрий Балькин, начальник ОГИБДД УВД Самары:
- Очень редко пользуюсь услугами такси. Но всякий раз поражаюсь, как таксисты безбожно нарушают правила дорожного движения! Проедусь, посмотрю, как они гоняют, и сразу связываюсь с руководством компании. Если новый закон о такси будет работать не только на бумаге, но и на деле, то качество обслуживания существенно повысится.

Ольга Шебуева, заслуженная артистка России, директор театра «Понедельник»:
- До того как сесть за руль, я не очень часто ездила на такси. Мне ужасно не нравилось, когда таксист останавливается по дороге, чтобы купить сигарет или еще что-то. Или прихватывает тех, кто голосует на дороге. Мол, вы не против, если по пути? Скажешь, что против, так все равно остановит и возьмет. Сейчас, если не могу ехать на своей машине, прошу кого-то из знакомых отвезти меня.

Александр Семочкин, ведущий программы «Ваше утро» на телеканале «СКАТ»:
- Мне нравится, что фирм-перевозчиков очень много, и есть нормальная конкуренция. По большому счету меня все устраивает. Я выбрал одну фирму, где сначала присылают СМС, сообщая, какая машина приедет и в какое время. По пути водитель перезванивает клиенту и предупреждает, что он уже в пути, подъедет через столько-то минут. Не нравится же, когда водитель плохо говорит по-русски и плохо ориентируется в городе, кружа «между трех сосен».

Дмитрий Оводенко, многократный чемпион мира по скайсерфингу, директор ГУСО «Самарский региональный ресурсный центр»:
- Приходится часто пользоваться услугами такси, встречая делегации из разных городов и стран. Хочется работать с одной фирмой постоянно, но еще ни разу ни одна компания не оставила о себе такого впечатления, чтобы хотелось договорится о долгосрочном сотрудничестве. Огорчает, что парк машин представительского класса оставляет желать лучшего. Машины маленькие, подаются не в срок, нередко приходится ждать. Еще один недостаток: на машинах нет «шашечек» или других опознавательных знаков. Приходится искать машину среди всех, что стоят поблизости. От водителей такси хотелось бы видеть более доброжелательное отношение. Порой просто неловко перед гостями города, когда водитель сидит с каменным лицом и еле открывая рот, отвечая на вопросы.
 

Версия для печати