Самарские бесприданницы

Бывшие детдомовцы живут в бараке, который способен дать фору знаменитой Пизанской башне

Светлана, Вера, Людмила и Юля Трофимовы живут в покосившемся деревянном бараке на окраине Самары, в тесной комнатушке, доставшейся им в наследство от бабушки. Их дом в поселке Запанской не заметить невозможно. Угол его наклона составляет около 20 градусов!

«Ищите богатых мужей»
О проблеме сестер Трофимовых мы узнали после того, как одна из них позвонила в нашу редакцию.
- С детства никто нами не занимался - мать пила, отец мотался по командировкам, - рассказала Люда, третья по старшинству сестра. - В результате в 1994 году обоих лишили родительских прав. Никого, кроме старенькой бабушки, проживавшей в доме №30 на ул. Энгельса в Запанском, у нас не осталось, но суд решил не назначать ее опекуном, и отправил всех нас в детский дом.
К 2001 году, когда сестры покинули детдом, мать продала свою квартиру, а отец ушел к другой женщине. Девушки были вынуждены вернуться к бабушке.
- Естественно, уместиться у нее мы все не могли, - продолжает Люда. - Поначалу нас, как детдомовцев, поставили в очередь на жилье. Но в 2004 году сняли, потому что мы якобы юридически не являемся сиротами, а у нашей бабушки есть своя жилплощадь. Тогда мы подали на горадминистрацию в суд, потратили на адвоката последние собранные деньги — 15 тысяч. И проиграли. Мотивировка суда была следующей — в нашем доме жить можно! А в мэрии нам объяснили: мол, если хотите жить в нормальных квартирах, ищите богатых мужей.

Иллюзия равновесия
- По документам нашему бараку больше 200 лет, - говорит Людмила. – В 2005 году его аварийность составляла 88%. Балки прогнили, фундамент с левой стороны оседает с каждым годом – одну комнату уже завалило. Осталось три более-менее жилых. Из благ цивилизации только электричество. И если летом хоть как-то можно прожить, то зимой мы греемся маслеными обогревателями.
Потолки и полы здесь ходят ходуном каждый раз, когда мимо проезжает грузовик. А на днях зеркало, висевшее в спальной комнате, лопнуло прямо посреди ночи – стену так повело, что крепежные болты раздавили стекло.
- Жить здесь, по большому счету, нормально невозможно - полы, стены и потолки накренены, из-за чего все предметы приходится прибивать к полу. А у кроватей, столов, стульев мы подпиливаем ножки - чтобы создать иллюзию равновесия. Но что-то сделать с домой мы не можем. Проблема в том, что кроме нас по документам есть еще четыре собственника. Один из них съехал, второй несколько лет назад исчез. Еще одна комната принадлежала женщине, которая недавно умерла. Поэтому оформить все здание и землю под ним в собственность мы не можем.

«Будете жаловаться — отнимем детей!»
Несмотря на решение суда, сестры не прекращают предпринимать попытки улучшить свои жилищные условия. Они продолжают обращаться в городскую администрацию, но там уверяют, что ничем помочь не могут.
- Пару лет назад нам предложили временно переселиться в общежитие «Мать и дитя», - говорит старшая сестра, Светлана. - Предложить предложили, но забыли сказать, куда нам девать наших мужчин? Богатых нам найти так и не удалось, но они работают, только благодаря их усилиям наш барак еще стоит – ремонтом приходится заниматься постоянно.
А в прошлом году к сестрам Трофимовым приезжали московские журналисты, которые готовили сюжет о жизни в самарских трущобах. Отсняв первую часть материала, они отправились за комментариями в самарскую мэрию.
- На следующий день нам позвонили из администрации и пригрозили — мол, если будете продолжать жаловаться, отнимем у вас детей и отдадим их в детдом, - говорит Людмила. - Больше общаться с корреспондентами мы не стали...

Большая семья
Несколько лет назад девушки похоронили умершую в 42 года от туберкулеза нерадивую мать. Бабушка прожила немногим дольше. Из четырех сестер Трофимовых не обзавелась семьей и детьми пока только младшая, Юля. Но недалек тот час, когда и ей пора будет устраивать свою личную жизнь. А пока большую семью назвать благополучной не поворачивается язык. И это несмотря на то, что девушки не пьют, не курят, их дети всегда одеты и накормлены.
- Из нас официально замужем только Вера, - рассказывает Людмила. - У них с супругом растет дочка Сабина и сын Сулейман. У Светы – сын Вова, который в этом году закончил второй класс. Мои — Саша и Диана, девочке недавно исполнился год. Я просила досрочно выплатить мне материнский капитал — чтобы сделать ремонт в комнате. Но мне, естественно, отказали, предложив взять кредит. Вот только кто даст кредит неработающей маме, у которой практически ничего нет за душой?

«Можем проконсультировать»
Чтобы понять, есть ли у сестер Трофимовых хоть какие-то шансы выбраться из этого замкнутого круга, мы обратились в мэрию. В департаменте управления имуществом нам сообщили лишь следующее:
«Сестры Трофимовы для разрешения своих проблем должны обратиться в управление по жилищным вопросам департамента по адресу ул. Красноармейская, 17, каб. 304. Здесь их проконсультируют квалифицированные специалисты о возможных путях решения их жилищного вопроса в рамках действующего законодательства».
«Репортер» также попросил прокомментировать эту ситуацию уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирину Скупову. Ответ пришел такой:
«Трофимовы могут иметь право на получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, если они будут признаны органами местного самоуправления малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Еще один возможный вариант: если их дом признают непригодным для проживания (аварийным и подлежащим сносу), Трофимовы тоже имеют право на получение жилого помещения. Временное жилье может быть предоставлено в маневренном фонде».

По словам Людмилы, дом оседает и кренится с каждым годом
Старшая сестра Светлана с племянницей

Версия для печати