Александр Аверьянов: «Надеялся, что в Самаре вспомнят обо мне»

Экс-наставник «Крыльев Советов» рассказал «Репортеру» о нереализованных амбициях, веселых годах в «КС» и гарантированном успехе ЦСКА

Во второй половине 1990-х ему удалось из вечно стоявших на вылет «Крыльев» сделать крепкого середняка тогдашнего высшего дивизиона. После отставки в Самаре были удачные и не очень отрезки работы как в элите, так и в весьма скромных по футбольным меркам городах вроде Астрахани и Оренбурга. Вот уже год Александр Аверьянов — а речь именно о нем — находится без работы. В ставших ему родными «Крыльях», где недавно происходила тренерская рокировка, сейчас о нем даже не вспоминают. А ведь когда-то Аверьянов имел в российском футболе репутацию большого мастера вытаскивать команды из отчаянных турнирных ситуаций!
 Как у вас дела? Давно о вас болельщики ничего не слышали.
 Без работы я уже год нахожусь, с тех пор как покинул петербургское «Динамо». Но я никогда не оставлял надежды вернуться в элиту, в премьер-лигу. Когда я находился в так называемой тренерской обойме, постоянно возникали какие-то предложения. Но потом много стали писать, что я исключительно «тренер-спасатель», способный дать результат только на короткой дистанции, но не построить команду. Меня это очень сильно раздражало. Я ведь работал по пять лет с «Океаном» из Находки, с самарскими «Крыльями». Сейчас, может быть, я бы на эти разговоры не обращал внимания, ведь главное – быть востребованным. Но тогда я по-другому к некоторым вещам относился. И я решил не просто вернуться в высший дивизион, а сделать это, пройдя путь с самых низов, со второго дивизиона. Принял предложение оренбургского «Газовика», руководители которого ставили такую же амбициозную задачу.  Но прав оказался Анатолий Бышовец, сказавший мне тогда: «Навряд ли у тебя получится эту задачу решить, так как «Газпром» вкладывает деньги только в один клуб – «Зенит»». Но я все же рискнул, решил, что смогу решить задачу. Составил даже программу развития на четыре года. 
 Почему же не получилось сказку сделать былью?
 Три раза мы занимали второе место во втором дивизионе и два раза получали право выступать рангом выше. Но руководители от такой перспективы отказывались. Почему? Были проблемы с деньгами. Главной задачей на тот момент было сохранить команду на плаву. Такая постановка вопроса меня не устроила, и я вынужден был уйти. А команда у меня была играющая, талантливая. Двадцать пять человек из нее сейчас выступают в первой лиге, в том числе пять центральных защитников.

Зачем вам тренер?
 В питерском «Динамо» ваша командировка получилась совсем короткой. Почему?
 Там не так просто было работать. Игроков я мог взять только тех, которых мне предлагал директор клуба – бывший агент. Мне на стол положили список из семидесяти питерских футболистов. Директор прямо говорил: «Я понимаю, что они тебе не подойдут, но, может быть, своим опытным взглядом ты в ком-то что-то увидишь». Но разглядеть в этой горе руды кусок золота было почти нереально. Несмотря на все препятствия, команда постепенно создавалась, мы проводили неплохие матчи на сборах. Короче говоря, все шло не так уж плохо, пока руководство было в Питере, а мы сидели на сборах за границей. Как только мы воссоединились, боссы  начали вмешиваться в мою работу. А за неделю до старта чемпионата мне привезли четырех новых футболистов и всех с прицелом на основной состав! В конце концов, мое терпение лопнуло, и я прямо сказал: «Руководите сами командой, вы ведь знаете, кого ставить в состав, а кого нет, по какой схеме играть. Не понимаю, зачем вам вообще тренер!»
 Сейчас вы востребованы на тренерском рынке? Или о вас уже подзабыли?
 Пауза в работе затянулась. Но в межсезонье у меня было предложение поработать во втором дивизионе. Но я не спешил с ответом, надеялся, что позовут из первого дивизиона, но только потерял время.
 Заканчивать карьеру не собираетесь?
 Рано еще. Я не чувствую своего возраста (Александру Аверьянову 62 года — Прим. авт.). Я всегда в движении, готов, могу и хочу работать.
 А как вы относитесь к идее перейти на преподавательскую работу? Сейчас у нас есть определенный кадровый голод в этом направлении.
У меня огромный опыт, есть материал, пошагово расписывающий каждый день моей многолетней работы, который, правда, надо систематизировать. Посмотрим, как все будет в итоге. Я ни от чего не зарекаюсь.


Чуть оступился — сразу на выход
 Можете назвать ваш самый яркий этап в карьере? Находка, Самара, Элиста, Владикавказ…
 Надеюсь, что он еще впереди, в премьер-лиге. Честно говоря, думал, что после ухода Тарханова в Самаре будут рассматривать и мою кандидатуру. Я надеялся на это. Если посмотреть результаты выступления «Крыльев», то при мне они были одни из лучших  по соотношению «цена-качество» в истории клуба.
Но, если помните, то начинал я свою тренерскую деятельность в Узбекистане с команды КФК, в которой был играющим тренером. Там я проработал пять лет и прошел весь путь начиная с самых низов. Я не белоручка и никогда не чурался никакой работы. Работа на периферии помогла мне в плане приобретения опыта.
 Но нынешнему поколению болельщиков вы памятны прежде всего по работе с «Крыльями».
 Кстати, в Самару я попал не после Находки, а после Анапы, где тренировал местную команду. Ох, интересное было время!  Говоря о «Крыльях», вспоминаю, что команда и клуб были в жутком завале, когда я туда пришел. Клуб тогда принадлежал заводу, находящемуся на грани банкротства. Его директор Павел Тюхтин попросил Михаила Францкевича, главу «Авиабанка», помочь команде, проплатить зарплату за один квартал. И тот согласился. В итоге помогал нам целый год. Он был влюблен в «Крылья». Мы с ним до сих пор дружим.
Несмотря на то, что в следующем сезоне мы чуть не вылетели, мне дали работать. В нынешнее время никто такой роскоши тренеру не позволит. Тарханов в прошлом году совершил подвиг, команда была в развале, а он ее спас. Но сегодня он чуть-чуть оступился - и все, его попросили на выход! Ну, дайте же человеку поработать. Еще два круга впереди. Он знает, что делает!

Стало много дилетантов
 Как вы считаете, вы реализовали себя как тренер?
 Скорее всего, нет. Процентов на 70 только, не больше.
 Жалеете о чем-то?
 Все время хотел пробиться в Москву. Там легче работать: условия, деньги. А что самое главное для достижения результата? Состав. Кто бы сейчас не пришел в ЦСКА, у него будет результат. В этой команде есть материал, есть с кем работать, над чем думать, размышлять. Такие мастера, как у армейцев, могут осуществить твои задумки, свои задумки. Ты сам у них параллельно учишься. А когда у тебя ограниченные возможности в выборе состава, ты сам ограничен как тренер.
 Сейчас тренеру сложнее работать, чем раньше?
 Все зависит от человека, от его желания совершенствоваться, искать новое. Но в то же время произошел другой крен: в футбол пришло много дилетантов - директора, президенты… Им нужен сиюминутный результат и они не дают возможности тренеру нормально, плодотворно работать.

Версия для печати