Возможно в ближайшее время в Самарской области начнется первый в истории губернии судебный процесс между генетическими родителями и суррогатной матерью. Вадим и Оксана уверяют, что их обманула женщина, согласившаяся выносить их ребенка - после родов она не отдала им малыша, несмотря на заключенный договор. Чем закончится эта история, сложно предугадать. Ведь сурмама, действительно, вправе оставить себе ребенка.
Без денег и сына
Вадим и Оксана мечтали о детях. Но Оксана никак не могла забеременеть. Молодые люди лечились в лучших клиниках страны, ездили за границу — но все тщетно. Однажды знакомые посоветовали им подумать о суррогатном материнстве.
- По интернету мы нашли женщину, согласившуюся родить нам ребенка, - рассказывает Оксана, - заключили с ней договор. Девять месяцев снимали ей квартиру в Москве, где запланировали роды. Все текущие расходы взяли на себя — каждый месяц давали ей 40 тысяч рублей только на то, что связано с беременностью. Но она с нас постоянно помимо этого тянула деньги. То у нее старший сын заболеет, то надо за детсадик для дочки платить.
И вот, сразу после родов женщина передумала отдавать ребенка. По ее словам, она привыкла к нему за эти девять месяцев, и стал он для нее родным. И даже пообещала компенсировать Вадиму и Оксане все расходы. Но прошел год, а она не вернула ни копейки.
- Мы обратились к юристу, - говорит Оксана. - Тот сказал, что закон на стороне суррогатной матери. Она сама решает - оставить малыша или отдать биологическим родителям. И никакие письменные договоры нам не помогут. Единственное, что можно сделать - обвинить ее в мошенничестве и подать в суд. Но для этого нужно собрать все чеки по расходам и доказать, что деньги потрачены именно на этого человека. А мы ведь так мечтали о ребенке! Неужели надо снова искать суррогатную мать? А вдруг она тоже не отдаст малыша? Впрочем, мы пойдем до конца и постараемся забрать своего сыночка!
«Репортер» попросил юриста Евгения Савина прокомментировать эту историю:
- Минус действующего законодательства в том, что суррогатная мать не обязана давать согласие на запись биологических родителей в качестве мамы и папы ребенка. Она может оставить малыша себе. Вся загвоздка в том, что дети не могут являться предметом сделки, поэтому нельзя заранее задокументировать факт передачи ребенка сурматерью «настоящим» родителям. И все же оспорить в суде конфликт возможно. Тут важно, насколько грамотно составлен договор. Он может и должен предусматривать только выплату определенной компенсации с целью создания наиболее благоприятных условий для сурматери во время беременности и последующей реабилитации. Также он должен содержать пункт: если суррогатная мать оставляет ребенка себе, то она обязуется выплатить все расходы генетическим родителям. Кстати, сам ребенок, когда станет совершеннолетним, имеет право через суд восстановить в свидетельстве о рождении имена своих биологических родителей.
«Он для меня самый родной на свете»
«Белых пятен» в документах, регламентирующих суррогатное материнство в России, действительно много. И закон пока не может защитить права как генетических родителей, так и «маму на прокат».
«Репортер» пообщался с самарчанкой Мариной, которая уже семь лет воспитывает «чужого» ребенка. Стать сурмамой она решила, чтобы заработать. Бездетная пара попросила женщину выносить их малыша.
- Мама страдает диабетом, да еще на тот момент она сломала шейку бедра, и нужны были деньги на лечение, - рассказывает Марина. - Пришлось брать кредиты. Долги росли, как снежный ком. Как-то я наткнулась в интернете на объявление, что семейная пара ищет суррогатную мать. Каждый месяц они обещали платить по 30 тысяч рублей во время беременности - на продукты, одежду, лекарства. А после родов - 700 тысяч рублей!
Марина встретилась с Олегом и Машей. Они рассказали, что Маша была беременной несколько раз, но организм почему-то отторгал плод. Поэтому супруги решили найти суррогатную мать, тем более финансовое положение позволяет - у них семейный бизнес в Германии и в Самаре несколько магазинов.
- Мы заключили договор, - говорит Марина. - Почти каждый день Маша приезжала ко мне, вместе мы ходили в консультацию, потом ездили покупать вещи для малыша. Но когда она узнала, что будет мальчик, то сильно расстроилась. Сказала, что это я виновата. Но я никакого отношения не имела к формированию пола ребенка, ведь в меня перенесли чужие эмбрионы. Прижилось три, но решили только одного оставить, хотя я была и не против двух.
Перед выпиской из роддома Марине позвонила Маша и сказала, что ей нужна ее копия договора, чтобы «уладить небольшие проблемы». Женщина, не задумываясь, отдала бумагу. И после этого Маша с Олегом пропали.
- Ни один их телефон не отвечал, - продолжает Марина. - Я выписалась и поехала с ребенком домой, хотя поначалу хотела его оставить в роддоме. Что мне было делать без денег, да еще с чужим крохой на руках?! Мама сказала мне, что это Бог нам послал такой подарок, и нужно его принять как должное. С тех пор прошло семь лет. Сын не знает, кто его настоящие родители. Он для меня самый родной на свете. Мы с мужем хотим своих детей, но Данила меньше я любить не буду.
За это время Марине несколько раз звонили Маша с Олегом, просили вернуть мальчика. Но Марина отказывается отдавать им Данила.
Родила по-дружески
Схожая ситуация произошла недавно с самарчанкой Валентиной. Она согласилась стать суррогатной матерью малыша своей подруги Кати, которая не могла иметь детей. У Валентины же было двое, воспитывала она детей одна. Сын в первый класс пошел, дочери пять лет. Подруга оплатила пересадку эмбриона, все анализы и процедуры, во время беременности помогала Валентине деньгами.
- Мы все решили по-дружески, без бумаг, - говорит Валентина. - Катерина не могла забеременеть — слишком много абортов по молодости сделала. Но затем с мужем очень захотели детей. Вот только они со мной ужасно поступили. Когда я родила девочку, Катя мне позвонила и сказала, что они решили не забирать ребенка. И добавила, что не против, если я оставлю малышку в роддоме. Но как я могла бросить ребенка, которого девять месяцев носила под сердцем?! Так и оставила себе. Дети были безумно рады сестренке, но мне, признаться, очень тяжело. Третьего я не планировала, еле свожу концы с концами, помочь некому. Малышке сейчас три месяца, а ее биологические родители даже знать о ней не хотят...
Первые упоминания о суррогатном материнстве можно найти в Ветхом Завете. За две тысячи лет до Рождества Христова служанка по имени Агарь родила сына для Сарры и Авраама. Второй сурмамой в истории считается Валла, служанка бесплодной Рахили - второй жены Иакова (внука Авраама). Ему она выносила сыновей Дана и Неффалима.
Услугами наложниц для продолжения рода широко пользовались в древнем Египте, Греции и Риме.
Первый ребенок по программе полного суррогатного материнства (когда сурмама вынашивает эмбрион биологических родителей) родился в США в 1986 г.
На территории бывшего СССР впервые программа суррогатного материнства была реализована в Харькове в 1995 году. Сурмамой стала женщина, успешно выносившая ребенка собственной дочери, страдавшей врожденным отсутствием матки.
«Звезды», которые пользовались услугами суррогатных матерей: певцы Рики Мартин, Майкл Джексон, Элтон Джон и Алена Апина, актрисы Николь Кидман и Сара Джессика Паркер, футболист Криштиану Роналду, владелица сети фитнес-центров World Class Ольга Слуцкер.