«Репортер» в прошлом номере писал о сельчанах, ставших жертвами паводка и прорыва дамбы на Карагайском водохранилище. 11 апреля жители Яблонового Оврага оказались отрезаны от «большой земли». Вода пришла неожиданно и затопила почти все село. До прибытия сотрудников МЧС и поисково-спасательной службы люди были вынуждены спасаться на крышах. Тогда погиб один человек и большая часть домашних животных. Спустя почти две недели «Репортер» увидел, как в село возвращается привычная жизнь.
«Собирали продукты по всей квартире»
На первый взгляд, в квартире учительницы младших классов Людмилы Оганесян словно и не было воды. Но это только кажется. Наводнение оставило свои следы повсюду: пол проседает под ногами, часть мебели была загублена и отправилась на свалку. По следам на обоях можно определить, что вода в доме долгое время держалась выше уровня подоконника.
- Сейчас здесь уже можно жить, а вот когда мы впервые вошли в нашу квартиру после потопа - пришли в тихий ужас, - дрожащим голосом рассказывает Людмила Оганесян. - Все было испорчено: мебель, техника. А мы ведь только ремонт закончили! Первые дни к нам с дочерью приезжали родственники, помогали приводить в порядок разрушенное хозяйство, отмывать квартиру. Нам не на чем было спать: все кровати и диваны были насквозь мокрые и грязные. Кое-что из мебели выкидывать не стали. Жалко стало. Кое-как отмыли и просушили. Жить-то как-то надо было. Попросили в школе, где я работаю, парту, чтобы был рабочий стол для моей дочери-студентки. Потом еще несколько дней по всей квартире находили продукты из холодильника. Хорошо, что мы уже три года как перестали держать скотину, а то бы и она погибла...
Учительнице тяжело вспоминать события тех дней. Нет-нет, да и навернутся на глаза слезы. Людмила говорит, что после наводнения у нее сильно ухудшилось здоровье: стало часто болеть сердце…
- 25 апреля у нас в школе возобновляются занятия, - рассказывает учительница. - Чтобы отмыть все внутри, приехали преподаватели со всего Волжского района. За два дня у нас вместе с ними, родителями учеников и детьми получилось привести здание в относительный порядок. Вот так всем миром и восстановили школу. Атмосфера в поселке тоже улучшилась. Люди, пережившие ужас наводнения, постепенно успокаиваются, стараются налаживать быт. Все друг другу помогают, и это греет душу.
Свиньи спасались на крыше сарая
Житель села Яблоновый Овраг Юрий Лазарев показывает «Репортеру» ангар с зерном, которое полностью испорчено водой, и рассказывает, как домашняя животина спасалась во время потопа.
- Скотина у нас с супругой живет пока в стесненных условиях, - добродушно улыбается гостеприимный хозяин. - Одна корова на террасе, вторая на крыльце, а еще две прямо в доме. Настелили там ковры и привязали буренок. Вот только потом супруга сильно ругалась, когда дом отмывала. С коровами вообще хохма была: когда начала прибывать вода, мы первым делом отвели их на гору. Там уже было полно разной скотины, которую хозяева успели увести подальше от воды. Поставили мы их в общую кучу и со спокойной душой пошли домой: поросят спасать. А когда домой пришли, то увидели, что коровы за нами приплыли. Пока мы их назад отводили, свиньи, выпущенные из ангара на свободу, уплыли кто куда. В итоге, 15 взрослых свиней и шесть поросят утонули сразу. Несколько хрюшек, когда вода уже высоко стояла, забрались на крышу нашего сарая. А когда ночь наступила, видимо, испугались темноты и спрыгнули вниз и тоже утонули…
Три собаки, которые живут у Юрия и Марии Лазаревых, тоже залезли на крышу сарая. А беременная кошка, спрятавшаяся от воды в стиральной машинке, на днях окотилась.
- Зато у нас ни одна кура не утонула, - рассказывает Юрий Лазарев. - Они в ангаре на чердаке живут, так туда вода не попала. Во время потопа они даже яйца несли. Удалось нам спасти и трех телят. Причем один прямо перед наводнением родился. Дочка его Фредлайном назвала - есть такой грузовик - за то, что он появился на свет длинный и худой.
Во дворе у Лазаревых до сих пор стоит вода, местами даже выше колена. Выкачивать ее теперь придется самим хозяевам.
Выделят деньги
В ближайшее время в Яблоновый Овраг должны приехать несколько грузовых машин, чтобы вывезти весь мусор, испорченную мебель, сломанные заборы. В середине прошлой недели из села забрали и трупы всех погибших животных, которых было немало. На одном из заводов области их переработали в белковый корм для скотины. До сих пор селянам привозят и питьевую воду в баллонах: из крана все еще течет мутная, с коричневым оттенком жидкость.
20 апреля в село приезжала специальная комиссия, которая сделала опись пострадавшего имущества. Теперь жители села надеются, что в ближайшем времени им выделят деньги на восстановление домов и хозяйств.
Впрочем, материальную поддержку получат все жители губернии, пострадавшие от паводка. Такое решение приняли 21 апреля на заседании областного правительства. Средства выделят для восьми районов - Волжского, Большеглушицкого, Большечерниговского, Красноярского, Нефтегорского, Борского и Пестравского.
- 1696 семей оказались заложниками ситуации, и им необходима поддержка, - заявил на заседании министр здравоохранения и социального развития губернии Геннадий Гридасов. - Каждая из них получит по 10 тысяч рублей на первоочередные нужды. Всего из областного бюджета на эти цели будет выделено 17 миллионов 360 тысяч рублей.
- Необходимо, чтобы эти средства были доведены как можно быстрее, никаких задержек с перечислением средств быть не должно, деньги должны поступить семьям в ближайшие дни, - заявил губернатор Самарской области Владимир Артяков.
Жизнь после потопа
Жители села Яблоновый Овраг восстанавливают свои дома, разрушенные водной стихией