Режим ЧС был объявлен в восьми районах. В начале прошедшей недели вода полностью затопила несколько сел, стремительный поток уничтожил домашнее хозяйство и скотину. Многие люди попали в больницы с переохлаждением, один человек погиб. К пятнице ситуация стабилизировалась, подтопленных домов практически не осталось. Но уже в субботу стихия вновь дала о себе знать. Из-за подъема уровня воды на реке Большой Кинель затопило несколько улиц в Похвистнево...
На произвол воды
Около пяти часов вчера в воскресенье, 10 апреля, учитель младших классов школы в селе Яблоновый Овраг Галина Оганесян пошла к реке Чапаевке и увидела, что она немного вышла из берегов. Спустя всего два часа вода уже появилась на нескольких улицах поселка. Жители запаниковали, ведь никаких сообщений о том, что ожидается паводок, не было. Из уст в уста стала передаваться информация: нужно срочно поднимать на чердак или второй этаж (у кого он есть) все ценное имущество. В это время вода прибывала с катастрофической скоростью.
- Я побежала к своей квартире, и мы с дочерью стали поднимать на кирпичи все что могли, - со слезами вспоминает Галина Оганесян. - В десять вечера подъезд затопило до первой ступеньки. А через час на моих глазах вода бурным потоком ворвалась в мой дом. Она продолжала прибывать до шести утра. Стоя по пояс в воде и пытаясь спасти хоть что-то из имущества, мы видели в окно, как по центральной улице плывут мертвые телята, коровы, свиньи, курицы. Было очень страшно! Мне звонили родители моих воспитанников и, плача, рассказывали, что они с детьми сидят на крыше, а вода все прибывает...
«Своих не бросим!»
Такого кошмара жители Яблонового Оврага не переживали уже больше 24 лет. В 1988 году большая вода уже приходила в поселок. Но тогда, по словам местных жителей, паводок ожидали и были к нему готовы, да и ущерб был не столь велик. В ночь с 10 на 11 апреля 2011 года село за считанные часы ушло под воду.
- Первым пострадал поселок Тридцатый: паводок настиг его 9 апреля, - говорит руководитель управления градостроительства и ЖКХ администрации Волжского района Андрей Азолин. - 10 апреля сложная ситуация была в селе Подъем-Михайловка. А в ночь на понедельник вода начала резко подниматься в Яблоновом Овраге и Сухой Вязовке.
11 апреля с раннего утра и до поздней ночи добровольцы из близлежащих населенных пунктов на лодках переправляли сельчан из их затопленных домов на сушу. Прораб колхоза «Прогресс» Хачик Хачатурян на резиновой весельной лодке еще утром вывез из зоны затопления пожилую женщину, которая не может самостоятельно ходить, и ее дочь. После небольшой передышки он отправился во второй рейс.
- Мы приехали, чтобы помогать, и будем здесь столько, сколько понадобится, - говорит Хачик. - К сожалению, лодка без мотора, и поэтому на то, чтобы доплыть до деревни и обратно, нужно около полутора часов. А что делать? Своих в беде не бросим!
На месте ЧП работали группы из 1001-го отряда при МЧС, из Главного управления облМЧС, а также специалисты Поисково-спасательной службы по Самарской области.
- Людей переправляют на лодках и на спецтехнике на сушу, - рассказал начальник ПСС Олег Моцарь. - Оттуда пострадавших на автобусах перевозят в ближайшие села и размещают в больницах и школах. К сожалению, многие жители, особенно пожилые, отказываются бросать свои дома, но мы все равно уговариваем их уехать.
Местный житель Евгений рвется на своей лодке доплыть до дома, чтобы уговорить маму уехать. Но спасатели его не пускают: слишком сильно течение на улицах маленького села, слишком высока опасность, что лодка перевернется. Рядом нервно разговаривает по телефону молодая девушка. Дрожащим голосом она успокаивает свою маленькую дочь, гостившую у соседей, а сейчас ожидающую спасения на крыше дома.
- Нам было очень тяжело покидать свой дом, бросать все имущество и скотину, - вздыхает местная жительница Ольга Хренова. - Очень жалко овец, свиней, телят - все они утонули во время паводка. Некоторые сельчане не успели отвязать своих собак, их понесло потоком и задушило веревками. Из вещей тоже ничего спасти не удалось. Слава богу, помощь подоспела вовремя, и спасатели вывезли нас на лодках.
Несмотря на все усилия, эвакуация шла слишком медленно: только около пяти вечера из Самары привезли технику, способную проехать на самые сложные участки. А из 1100 жителей села 11 апреля эвакуировали только 400. Оставшееся население было вывезено в течение следующего дня.
12 апреля МЧС по Самарской области официально заявило, что причиной сильного наводнения в районе стал не только паводок и дожди, но и прорыв дамбы на Карагайском водохранилище, которое находится Красноармейском районе области примерно в 8 км южнее Яблонового Оврага.
Больничное убежище
В понедельник и вторник пострадавшие были доставлены в эвакуационные пункты, развернутые в Дубовом Умете в школе и районной больнице. Палаты оказались переполненными, поэтому дополнительные койки ставили прямо в коридоре. Для остававшихся без крова врачи старались создать домашнюю обстановку: кормили щами, подбадривали словом. Ну и, конечно, обследовали.
Почти все поступили в больницу с переохлаждением. У многих, особенно у пожилых, обострились хронические заболевания, кто-то находился в стрессовом состоянии.
По словам заведующей стационаром больницы Натальи Кашириной, они приютили более 60 человек, из них 20 детей.
Затем «Репортер» посетил спортзал школы, куда разместили эвакуированных. Мужики резались в карты, женщины с детьми собирались пойти в баню. В понедельник, на который пришелся пик наводнения, девочка Линара отметила здесь свой день рождения.
- Мы купили коржики и сгущенку и прямо здесь, в школе, устроили ребенку маленький праздник, - говорит ее мама, Ляйсан Ипатова. - Хоть немножко порадовали девочку, она находилась в таком ужасном состоянии... Этот день рождения запомнится нам навсегда.
В спортзале даже появилась местная знаменитость - коза Белочка, которую успела спасти пенсионерка баба Клава (именно так она всем представлялась).
- Я даже надела на нее детский памперс, - улыбается бабушка. - А то матрасы нам постелили новые, вдруг она их описает.
Смертельный алкоголь
К сожалению, паводок унес одну человеческую жизнь.
- Погибший — 45-летний житель Яблонового Оврага Анатолий Негодяев, - сообщил глава Волжского района Александр Адамов. - По федеральному телевидению показывали сюжет, что он якобы поплыл спасать ребенка, но лодка перевернулось, и мужчина утонул. На самом деле это ошибочная версия. Анатолий ранее судим, а после освобождения стал часто выпивать: экспертиза подтвердила, что во время потопа погибший находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Никого он не спасал, просто отказался эвакуироваться, будучи пьяным. Негодяев погиб от переохлаждения.
Подтверждают это и жители Яблонового Оврага. По словам Татьяны Кабалиновой, пьяный Анатолий залез на стог сена и никого к себе не подпускал: матерился и норовил пустить в ход кулаки. Во вторник на этом стогу и нашли его окоченевшее тело…
Неизвестный герой
А через пять дней после потопа «Репортер» искал героя, который помогал спасателям эвакуировать людей из еще одного затопленного села в Волжском районе.
Сухая Вязовка превратилась в мокрую за считанные часы, когда из берегов вышла река Чапаевка. Большинство сельчан успели покинуть свои жилища и забраться на близлежащий холм, но старики и больные остались один на один со стихией. Спасатели смогли проникнуть в село только с помощью местного жителя.
- 11 апреля нам сообщили, что на возвышенности, на окраине села, собралась группа людей, а вокруг вода, - рассказал нам руководитель службы спасения 911 Андрей Пожидаев. - Почти час мы не могли подобраться к этому месту. Уровень воды доходил до фар нашего вездехода. Нас уверяли, что проехать туда невозможно. И тогда один сельчанин вызвался показать дорогу. Хотя вода постоянно прибывала, он пошел впереди машины. Вскоре удалось обнаружить укрытие сельчан, среди которых было много пожилых людей, женщин и детей. Имени того жителя спасатели не спросили, не до того было...
В поисках героя мы отправились по селу, в котором все еще стояла вода. Почти все дома пустовали: их жильцы еще не вернулись домой из больницы Дубового Умета, где их временно разместили.
Мы зашли в поселковую администрацию. Ответственная за ГО и ЧС сельского поседения Ольга Жигулина тоже не смогла сообщить имени проводника. А все потому, что в спасательных мероприятиях принимали участие многие сельчане.
- Я могу назвать фамилии восемнадцати мужчин, которые с ночи воскресенья круглосуточно патрулировали улицы, вместе с милицией охраняли дома от мародеров, спасали людей, - сказала она. - Они вообще не спали несколько дней. Может быть, это Василий Тодорошко? Он, кстати, первым на своей лодке начал вывозить немощных и пожилых людей из домов.
По словам Ольги, все жители были предупреждены об опасности еще в субботу, 9 апреля, но восприняли эту информацию всерьез.
Василия Тодорошко мы с трудом, но разыскали.
- Мы с соседом Сергеем Багрянцевым достали свои рыбацкие костюмы, - вспоминает мужчина, - и поплыли по адресам, которые нам дали в нашей администрации.
Это они отыскали парализованную пенсионерку, которая не смогла выбраться даже на крыльцо своего затопленного дома. Василий с Сергеем перенесли ее на руках в лодку.
- Мы сажали людей в лодки, - продолжает Василий, - а сами шли впереди, тащили их за собой.
Всего в Сухой Вязовке в тот день спасли 65 человек.
В тот день проводника спасателей нам отыскать не удалось. Позже мы обзвонили всех 18 волонтеров-сельчан, которые помогали эвакуировать людей, и один из них «раскололся». Это оказался 24-летний водитель «уазика» Василий Кукушкин. А не застали мы его в селе потому, что работает парень теперь, практически, круглые сутки. Колесит по селу, перевозит людей, зерно, питьевую воду...
- Какой же я герой? - удивился Василий. - Просто я лучше других знаю дороги в нашем поселении, вот и все. Да и людей очень жалко было. Любой на моем месте поступил бы так же.
Размер ущерба, как нам сообщили в администрации сельского поселения, установят в ближайшие дни. Но уже сейчас видно, что он будет серьезным. К примеру, один саманный дом почти полностью рухнул. У многих жителей села погиб скот, испортились заготовленные для животных корма, пострадала мебель.
Глава Сухой Вязовки Нина Кудрявцева по телефону заверила «Репортер», что и она сама, и администрация Волжского района приложат все силы, дабы компенсировать ущерб жителям 221 дома, оказавшихся в зоне затопления.
В зоне риска - дети
«Репортер» побывал и в Большеглушицком районе Самарской области, где последствия паводка были не столь катастрофичны, но свыше пятьсот домов также оказались затопленными. Люди были вовремя эвакуированы и расселены по родственникам и соседям.
- Из-за паводка в зоне риска оказались воспитанники Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, - сообщил глава муниципального района Большеглушицкий Александр Гребеник. - Но как только вода подошла к зданию центра, всех ребят, а это 25 человек, перевезли в Центральную районную больницу.
В районе от «большой земли» оказалось отрезанным только село Тимофеевка. Поднявшаяся вода затопила мост через реку.
- Каждое утро в село на лодке привозят хлеб, - сообщил глава поселения Вячеслав Елистратов. - Все необходимые медикаменты жители получают в кабинете врача общей практики. Так что серьезной угрозы здоровью населения нет, ситуация находится под контролем.
Последствия стихии
А в среду, 13 апреля, «Репортер» увидел, как жители Яблонового Оврага впервые заходят в свои дома после потопа. В кирпичном доме, где расположена квартира Галины Оганесян, вода осталась на уровне первой ступеньки подъезда. В здании очень холодно и влажно: с понедельника по четверг все село было отключено от электричества и газа. Теперь квартира школьной учительницы больше походит на заброшенный сарай. В беспорядке разбросана по полу домашняя утварь. Холодильник, который женщина вместе с дочерью спасала от потопа на кирпичах, лежит поперек кухни. На обоях виден явственный след стоявшей воды.
- Мы только что закончили ремонт квартиры, купили сантехнику, - плачет навзрыд Галина Оганесян. - Что дальше делать, я не понимаю. Всей мебели теперь дорога на свалку…
Во дворах Яблоневого Оврага лежат трупы домашней скотины. По словам сельчан, утонули даже утки. Практически все автомобили, простоявшие три дня в воде, пришли в негодность.
- 14 апреля мы дали воду и газ во все пострадавшие села района, - сказал нам глава Волжского района Александр Адамов. - Также с этого дня начала работать комиссия, которая проводит оценку ущерба каждого дома. Работа уже закончена в Сухой Вязовке и Подъем-Михайловке и в настоящее время ведется в Яблоновом Овраге. По поручению губернатора Самарской области Владимира Артякова всем пострадавшим будет выплачена компенсация.
Между тем, в прокуратуре Волжского района Самарской области начались проверки в связи с паводком, целью которых является выяснение причин наводнения. В частности, проинспектируют работу гидротехнических сооружений, в том числе и Карагайского водохранилища.
Пришла вода, откуда не ждали
Паводок разорил несколько сел Самарской области