Оксана Майорова уже почти месяц не видит дочь. Маленькую Софию увез ее отец Алексей, с которым Оксана находится в разводе. Девочка была объявлена в розыск. И вот на днях стало известно, что София в Москве. Однако правоохранители разводят руками: разрешить конфликт могут только сами родители.
Как все начиналось
Детская кроватка застелена зеленым покрывалом, на спинке дивана расселись плюшевые медвежата. Такой «Репортер» увидел комнату Софии. Не было только самой девочки...
Бабушка Софии, Галина Шевченко, рассказала нам, как ее дочь Оксана познакомилась с отцом малышки Алексеем.
- Они вместе учились в архитектурно-строительном институте в Самаре. В 2006 году начали вместе жить. В 2008-м Оксана забеременела, и они поженились. Когда Алексею предложили работу в Москве, они переехали в столицу. Алексей устроился в частную фирму проектировщиком, Оксана в другую компанию сметчиком. Софийка родилась в Москве.
По словам Галины, после рождения девочки отношения Алексея и Оксаны дали трещину.
- Как-то они приехали к нам в гости и, пока я сидела с Софийкой, поехали покупать коляску. Когда они вернулись, Оксана была в слезах. Я спросила: «Что случилось?». Алексей начал кричать: «Ваша дочь - глупая, я не буду с ней жить!». Я предложила Оксане поехать со мной, но она осталась с Алексеем.
Через месяц Оксана все-таки переехала к матери. Привез ее вместе с дочкой в Самару сам Алексей.
- Сначала Алексей помогал деньгами, - продолжает бабушка девочки. - На новогодние каникулы он приезжал в Самару, приходил общаться с Софийкой. Потом вернулся в Москву и в следующем месяце прислал сумму меньше обычного. Я поинтересовалась, почему так получилось. Он ответил, что так наказал Оксану за не слишком радушный прием. Через месяц прислал сумму еще меньше и сказал, что чересчур много денег дает на ребенка. Я ему тогда заявила: можешь вообще не помогать, поднимем ребенка сами, но тогда и к нам в дом не приходи! После этого Алексей как-то пришел в девять вечера вместе с двумя своими братьями, чтобы повидать дочь. Софийка уже спала. У нее гиперактивность, она очень беспокойная и спит плохо. Поэтому я не стала ее будить.
Взял хитростью
По словам Галины Шевченко, последний раз Алексей объявился 27 марта этого года. Перед его приходом Галине позвонила мама Алексея и сказала, что из Челябинска приехал их знакомый врач и обещал посмотреть девочку. А поскольку Алексей сейчас как раз в Самаре, он может отвезти Софию к доктору.
- Внучку обещали вернуть через три часа, - вспоминает бабушка. - Но не вернули. На звонки Алексей не отвечал. Его мать говорила, что не знает, где Леша. Оксана в тот момент была в Москве. С рождения Софии прошло полтора года, и дочь вернулась на работу. Она уехала в столицу еще в прошлом году, но постоянно навещала дочь. В Москве Оксана планировала подыскать детский сад для Софийки и забрать ее к себе. Она прилетела в Самару в тот же день, как только узнала о пропаже дочки. Мы написали заявление в милицию.
Через три дня после пропажи ребенка, по словам Галины Шевченко, Алексей вышел на связь и сказал, что улетает в командировку в Китай и забирает дочь с собой. И сообщил Оксане: мол, вернемся мы через три месяца, тогда я и решу, достойна ли ты ее воспитывать.
«Он не мог смотреть на ее грустные глаза»
«Репортеру» удалось пообщаться со второй бабушкой Софии. Елена Майорова, мама Алексея, листает фотоальбом: вот Алеша целует Софийку в роддоме, а вот играет с уже подросшей дочкой. Малышка в платье от кутюр: папин подарок.
- После развода Алеше практически не давали общаться с ребенком, а ведь он в ней души не чает, - вздыхает Елена Майорова. - Алексей даже предлагал Оксане: я сниму вам квартиру в Москве, внесу предоплату за год, только дай мне видеться с Софией! Оксана заявила: «Мне ничего от тебя не надо!» - и, бросив ребенка на бабушку, уехала в Москву. При этом, насколько я знаю, у Алексея с женой и ссор-то не было, пока к ним в Москву не приехала мама Оксаны. Я даже уверена, что это свекровь перетянула Оксану к себе в Самару.
Алексей отпустил Оксану с дочкой в Самару при условии, что они поживут у его родителей, у которых медицинское образование и которые воспитали троих детей. Оксана, действительно, какое-то время жила у Майоровых, но после очередной телефонной ссоры с Алексеем собрала вещи и переехала к своей родне.
- Леша никогда не забрал бы ребенка, если бы малышка жила с Оксаной! - говорит Елена Майорова. - Но он не мог смотреть на ее грустные глаза - девочка на несколько месяцев осталась на попечении бабушки и прабабушки.
По словам женщины, сейчас девочка чувствует себя хорошо, произносит новые слова. О местоположении внучки Елена Майорова умолчала.
«Забрать ребенка мы не можем»
На этой неделе следователи выяснили, что малышка находится с отцом в столице России, а вовсе не в Китае. Алексей прислал правоохранителям видеозапись, на которой София играет. Но точное местонахождение девочки по-прежнему неизвестно.
- Так как отец не был ограничен в правах на ребенка после развода с матерью Софии, то состава преступления в вывозе ребенка из города нет, - говорит замначальника Куйбышевского межрайонного отдела СУ СКР по Самарской области Вадим Марченко. - Теперь родители должны сами договориться, с кем будет жить дочь, или решить это через суд.
- Забрать ребенка мы не можем, ведь у отца и матери - равные права на него - добавляет руководитель Куйбышевского межрайонного отдела СУ СКР по Самарской области Алексей Митусов. - Суд о расторжении брака между матерью или отцом Софии определил лишь, что проживать ребенок будет с матерью, но не определил время, которое тот или иной родитель будет проводить с ребенком.
- Подобная ситуация - довольно сложная, но в последнее время распространенная, - комментирует адвокат Максим Ткач. - С одной стороны, если отец не лишен родительских прав, то он имеет равные с матерью права на общение с ребенком. Ведь судом не определен порядок свиданий отца с дочкой. С другой, - суд определил, что после развода ребенок остается с матерью, и она занимается его воспитанием. На мой взгляд, когда в подобной ситуации отец самовольно забирает ребенка, его действия несколько неправомерны и могут граничить с самоуправством. Полномочий забрать ребенка у следователей, действительно, нет. Но если следователи установили точное местоположение ребенка, то забрать его могут органы опеки - по закону, у них такие полномочия имеются.
Выяснением всех обстоятельств происшедшего сейчас занимается и Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова. Ей поступила жалоба от мамы Софии.