Бабушка-путешественница

76-летняя самарчанка ходит с голыми руками на кабана

Вот уже много лет пенсионерка из Прибрежного Валентина Малышкина ходит-бродит по просторам нашей Самарской губернии. Одна-одинешенька. Маршрут женщина выбирает в зависимости от погоды. Зимой она старается гулять по окрестным лесам, так как лазать по пещерам в это время ей страшно. А вообще ее стихия - горы и нехоженые дикие тропы.

Встреча с медведем
В детстве отец постоянно брал Валентину с собой в походы.
- Я родилась в маленьком украинском поселке, - рассказывает Валентина Егоровна. - В нашей семье было семеро детей. И все девочки! А так как я старшая была - помогала отцу по хозяйству. Сельчане меня кликали мужичком. С 8 лет я и на охоту, и на рыбалку ходила с отцом. И дрова пилила-рубила. В основном, дружила с мальчишками. А о чем мне с девчонками было говорить? В бабьих делах-то я ничего не смыслила. Мне бы по дому все успеть сделать, что-нибудь смастерить, починить, да дичь подстрелить или рыбку поймать, чтоб сестры голодными не остались.
Отец многому научил Валю. Как выжить в лесу в экстренной ситуации,  девочка знала сызмальства.
- Как-то мы с папой пошли за добычей в лес, - вспоминает Малышкина. - И на нас напала медведица. Отец успел меня оттолкнуть, а сам в рукопашную пошел на лохматое чудовище. Я дико напугалась! Когда отец стал истекать кровью, я бросилась звать на помощь. Повезло, что неподалеку были охотники, они и застрелили зверя. Отец после той схватки стал инвалидом. Ему отрезали руку, он ослеп на один глаз. После этого случая я долго боялась ходить в лес. Но деваться было некуда - надо было семью кормить.
Охотники объяснили Валентине, что в лесу нужно чем-нибудь греметь, чтобы зверь напугался и близко не подошел. Медведи боятся шума, им кажется, что идет толпа людей.
- Отныне я ходила по грибы и ягоды с погремушками. А охотиться - только с местными мужиками, отец после встречи с медведем редко составлял мне компанию.

Валя-футболистка
После окончания Великой Отечественной войны Валентина переехала в Куйбышев и устроилась на завод.
- При заводе была футбольная команда. Из женщин я одна в ней играла. Мои подруги на меня косо смотрели, а многие в открытую говорили, что мне бы детей рожать и семью строить. Но спорт у меня был на первом месте. Первые лыжи я из дощечек смастерила и покрыла лаком. Каждые выходные отправлялась через Волгу в поход.
Валентина терпеть не могла бабские сплетни, а потому и на работе охотнее общалась с мужчинами. Женщины же посмеивались над ней.
- Просто так уж повелось с детства, что я всегда выполняла мужскую работу. Мне проще гвоздь вбить или смастерить что-то из дерева, чем вышивать. А с женщинами я постоянно ссорилась и не находила общего языка и тем для беседы. То ли дело с мужиками об охоте или рыбалке поболтать!

Вышла замуж за спасителя
С будущим супругом Валентина познакомилась в походе. Дело было так. Однажды женщина провалилась на Волге под лед.
- Было страшно и жутко холодно. Я устала барахтаться и кричать. Мысленно уже смирилась со своей участью. Начала просить прощения у бога за грехи. Хотела уж было уйти под воду, чтоб не мучиться, как вдруг услышала крик: «Кто тут? Не молчи!» Через несколько минут я увидела перед собой огромную руку, и мужской голос произнес: «Ну, хватай!». Я ухватилась и... потеряла сознание. Очнулась в незнакомом доме от страшного жара. Открыв глаза, увидела перед собой печку, в углу пряла старушка...
35-летний Григорий жил со своей мамой в селе Рождествено. Мужчина вел отшельнический образ жизни, друзей у него не было. Работал он в Самаре на заводе. В свободное время помогал матери по хозяйству. В одиночку охотился, рыбачил да бродил по окрестностям. В общем, Валентина и Григорий нашли друг друга.

Битва с кабаном
Вскоре у них родился сын Денис. Когда малышу исполнилось три годика, родители впервые взяли его с собой в поход.
- Денис с нами до института путешествовал, - говорит Валентина Егоровна. - Потом его энтузиазм постепенно сошел на нет: учеба, друзья, потом работа, семья... Муж 10 лет назад умер, так что я теперь одна гуляю.
Зимой наша героиня передвигается на лыжах, а летом - на своих двоих. Ночует в палатке, лесных жителей не боится.
- Этой зимой я, как обычно, гуляла по лесу. Пока любовалась красотами, стало темнеть, - рассказывает путешественница. - Я очистила от снега местечко под березкой, нашла мох, развела костер, прогрела землю и установила палатку. А палатка у меня утепленная, трехслойная - из поролона, пенки и пуха. Я еще ни разу не замерзала. Утром проснулась от странного звука. Смотрю - небольшая дырка в палатке, и к спальнику прижался маленький зайчонок. А как-то раз в палатку решил пробраться кабан. Слышу - роет ход. Я на него с палкой вышла. Такой огромный, почти мне по пояс! Я накинула на него спальник, и пока он, дезориентированный, нарезал круги вокруг платки, дала ему пару раз по хребту палкой, чтоб неповадно было. Только его и видали.
А однажды Валентина Егоровна попала в аномальную зону. В начале прошлой осени женщина отправилась в село Ширяево. Неподалеку от Каменной Чаши женщина неожиданно потеряла сознание.
- Очнулась я в поселке Волжский, на другой стороне Волги, - вспоминает самарчанка. - В чужой одежде, в деревянной избе. Хозяйка - пожилая женщина - рассказала, что меня нашли возле озера местные рыбаки. Как я оказалась там - не понимаю. Помню только, что шла по лесу, и мне немного оставалось до перевала. А потом - провал памяти. Родные сказали, что искали меня три дня!
Несмотря на такие вот малоприятные казусы, пенсионерка по-прежнему с удовольствием путешествует. В свои 76 лет Валентина Егоровна находится в прекрасной форме и отлично себя чувствует. Она уверена, что секрет ее молодости - дружба с природой.

Версия для печати