Знакомство с фольклором любого города, пожалуй, надо начинать с маршрутов свадебных кортежей. Посещение культовых мест будет обеспечено, а по пути услышишь десятки вариантов их названий. Понять, где тут официоз, где сказка, а где намек иной раз непросто, особенно, если ты в гостях. В Самаре свадебный набор достопримечательностей обычно таков: Теремок, Ладья, Самолет, Паниковский, Вертолетка... Сделав «крылатый» путеводитель, «Репортер» вслед за новобрачными совершил вояж по самарским местам народной славы.
Еще с дореволюционных времен самарцы с превеликим удовольствием награждали прозвищами любимые места отдыха, городские здания и памятники. Вехи истории вносили в это собрание народных сочинений свои коррективы. В метком хлестком словце эпохи отражались, как в кривом зеркале. А к иным декорациям города это самое словцо цеплялось мертвой хваткой. Поэтому некоторые образцы городского фольклора дожили до наших дней, появились новые. Зело преумножилась народная топонимия (названия) - мы же фантазеры знатные! Еще Николай Васильевич Гоголь отдавал дань людской наблюдательности.
«Выражается сильно русский народ! - восхищался писатель. - И если наградят кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство... Ничто не поможет: каркнет само по себе прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».
Доктор исторических наук, самарский ученый Глеб Алексушин не один десяток лет выясняет, откуда вылетели эти самые «пернатые» выражения. Он считает, что в карман самарцам за словом лезть не надо. По его разумению, коллективное творчество с помощью сарафанного радио само себя быстро обнародует, при этом с легкостью составит конкуренцию картографическим именам. Его задача – поймать «птичку» и сохранить ее для потомков.
Таких «крылатых» в коллекции ученого уже более двухсот. Они даже попали у него в переплет. Алексушин опубликовал научно-справочное пособие «Народная топонимика Самары», которое изначально задумывалось им как карманный справочник экскурсовода.
Брод
Таким англиканизмом (от английского broadway) в 1950-60-х годах самарские стиляги провозгласили улицу Куйбышева. Сейчас этот топоним утрачен.
Паниковский
Один из главных персонажей романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» - провинциальный жулик Михаил Паниковский - прописался в Самаре, тогда еще Куйбышеве, почти сразу после появления в городе в 1971 году монумента Славы. В сознании горожан фигура бравого 13-метрового рабочего, установленного на 40-метровом пьедестале, быстро слилась с образом знаменитого гусекрада – уж больно крылья походили на птицу. Сам «Паниковский-рабочий» стал одним из самых «крылатых» самарских достопримечательностей.
По словам Глеба Алексушина, этот монумент стал рекордсмен по прозвищам: их бытует около десятка. Среди них – Гагарин и «мужик на пригорке». Последний вышел в народ из песни тольяттинского барда Юрия Панюшкина: «Стоит на пригорке мужик, поднявши в могучих руках два блестящих крыла, парящих почти в облаках…». А с легкой руки молодежи народный любимец стал еще и парнем со сломанным скейтом, а также фирменной «галочкой» компании «Рексона».
- А иностранцы, приезжающие в Самару с экскурсиями, величают монумент Славы The Fool On The Hill - дурак на холме, - рассказывает Глеб Алексушин. - Это название песни группы «Битлз».
Фуражка или Шляпа
Так называют здание Самарского цирка, после того как в 2008 году его круглую крышу раскрасили в цвета знаменитой фуражки клоуна Олега Попова.
Змей Горыныч
В рассказ Александра Солженицына «На изломах» вошел такой эпизод: «Домой Косаргин ехал мимо известного памятника Борцам Революции – заостренной вскинутой скалы, из корпуса которой веером выдвигались три головы – рабочего, солдата и крестьянина. Этот памятник, от какого-то уличного острослова, во всем городе называли Змеем Горынычем».
Мог ли предположить скульптор Игорь Федоров, создавая ко дню празднования 60-летия Октябрьской революции скульптуры комиссара в красноармейской фуражке, рабочего в буденовке и солдата-крестьянина в папахе, что его солдаты революции под громким названием «Красное знамя» (на углу ул. Чапаевской и Красноармейской) станут сказочным Горынычем или памятником «О трех головах»?
В ожидании квартиры
Так шутники прозвали скульптурные группы-близнецы, посвященные молодым семьям, что установлены возле лыжной базы «Динамо» и в Загородном парке.
Болота
Район вокруг озера в парке Металлургов назвали так, поскольку расположен он в болотистой местности.
Чучело
Фигура Валериана Куйбышева на главной городской площади также является объектом шуток, часть которых перекочевала в народ. Покрашенного черной краской советского политика самарцы называют чучелом.
А вот композитору Дмитрию Шостаковичу, когда он приезжал в наш город, бронзовый большевик показался усталым человеком, забравшимся на табуретку. По мнению Шостаковича, для такой значительной фигуры слишком низок постамент.
Дно
Что такое самарское «Дно», знают во всей России и даже за ее пределами. Глеб Алексушин считает, что писатель Алексей Пешков (Максим Горький), проработавший корреспондентом «Самарской газеты» чуть больше года (1895-1896 гг.), мог вынести в заглавие своей пьесы местный пивной колорит. При этом он несколько раз менял ее название: «Дно», «Без Солнца», «Ночлежка».
- Топоним знаменитой самарской пивной «Дно» (появившейся вскоре после того, как в 1880 году заработал Жигулевский пивзавод), родился, скорее всего, из сочетания территориального расположения (у Волги) с образным выражением – опуститься на дно жизни, спиться, - полагает Глеб Алексушин.
Кстати, в советское время столовую на Волжском проспекте (где тоже разливали пиво) куйбышевцы прозвали Девятым валом - из-за висевшей на стене репродукции картины Айвазовского.
Козлиный скверик
Сквер на углу улиц Ленинградской и Галактионовской (ныне — сквер Высоцкого) был прозван в народе так скверно видимо потому, что там собиралась пьянь, выползшая из ЦК и требовавшая продолжения банкета. ЦК (Центральный кабак) — так раньше любители «опрокинуть по одной» называли пивнушку в бывшей гостинице «Националь» (ныне — отель «Азимут»).
Шанхай на ул. Молодогвардейской
«Связку» домов на улице Молодогвардейской напротив Дворца спорта (№№ 209-217) назвали «в честь» крупнейшего города Китая.
Шанхай возле площади Кирова
Еще один «густонаселенный» дом (№177) на углу ул. Физкультурной и проспекта Кирова также был прозван по аналогии с китайским мегаполисом
Шалаш
Вот так, а еще и Теремком за архитектурные особенности называют Дворец бракосочетаний на ул. Молодогвардейской.
Теремок
Особняк Клодта - этот теремок заказал для своей семьи богатый самарский купец Иван Клодт
Теремок
Почему некоторые самарцы так именуют и Самарский драматический театр остается загадкой.
Три самовара
Здания порой вызывают странные ассоциации. Вот так, например, кому-то видится жилой комплекс «Ладья».
Рашпиль
Уж очень похож на этот инструмент высотный жилой дом на ул. Осипенко, напротив областной библиотеки. А еще его называют кукурузой, ульем, скворечником, курятником и муравейником.
Сундук
Такое «прозвище» корпус пединститута на ул. Максима Горького получил за свою форму.
Конец Льва Толстого
Железнодорожный вокзал на ул. Льва Толстого. Без комментариев.
Тарелка
Площадь Революции. Почему тарелка? Видимо, потому, что площадь круглая.
Тарелка
Оказывается, Тарелки в Самаре две. Вторая — это вычислительный Центр объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги на ул. Полевой. Тут говорящее название явно связано с характерной формой надстройки 4-5 этажа.
Овраг
Главный библиограф Самарской областной библиотеки Александр Завальный рассказал, что Постниковым овраг стали называть сами самарцы, знавшие о том, что там располагается знаменитая кумысолечебница доктора Постникова. Сейчас народный топоним стал официальным. А до этого долгие десятилетия местечко называли Оврагом подпольщиков. На самом деле, правильнее было бы назвать его оврагом самовольщиков.
- В годы мировой войны в Самару хлынул поток беженцев с западных территорий России, - объясняет Завальный. - Людям негде было жить. Началась интенсивная застройка свободных площадей. По рассказам старожилов, на территории Постникова оврага стали нелегально вырастать жилые строения. Вскоре самовольно возведенными домишками был усеян весь овраг. Его обитателей называли то самовольщиками, то подпольщиками. А к 20-летию революции, власти использовали эту расхожую фразу в своих интересах, чтобы повысить исторический статус этого места. Вспомнили по случаю о том, что 1 мая 1905 года здесь проходила маевка – нелегальное собрание революционно настроенных рабочих. В честь большевиков-подпольщиков и стали называть овраг.
Поляна
Исторически это место именовалась Барбошиной поляной (в недавнем прошлом Поляна им. Фрунзе) - в честь имевшего здесь ставку опального атамана Барбоши. Любопытно, что в этих местах некогда проживал помещик по фамилии Барбашин.
Мечта импотента
Любой уважающий себя город имеет такую достопримечательность. Не избежала этой участи и Самара. На проспекте Ленина красуется Музейно-выставочный центр «Самара космическая», в народе именуемый мечтой импотента.
Вертолетка
Название крепко укоренилось в народе, хотя вертолетной площадки КБ Кузнецова в поселке Управленческий давно уже нет. Да и само место официально названо Красной горкой.
Холодильник
Гора на Красной Глинке, в недрах которой хранится запас неприкосновенный продуктов на случай войны или масштабной чрезвычайной ситуации.
«Уличный» слэнг
Самарцы часто сокращают названия улиц и мест почти до аббревиатуры: Осипенко – Сипа, Елизарова – Лиза, Степана Разина – Степашка, Максима Горького – Максимка, Карла Маркса – Кырлы-Мырлы, Набережная – Наба, сквер им. Пушкина – Пушка, Самарская площадь – Сампо, областная библиотека – облбибл, птичий рынок - Птичка.