Дорожные амбиции

Областной минтранс занялся подготовкой к мундиалю

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области планирует значительно изменить существующую улично-дорожную сеть региональной столицы. Причина того, что губернские власти концентрируют свое внимание на Самаре, - возможность проведения в городе чемпионата мира по футболу 2018 года. Планы у ведомства довольно амбициозные: строительство девяти транспортных развязок, скоростной железнодорожной линии между Самарой, аэропортом и Тольятти, а также ремонт городских дорог. Стоить это удовольствие будет более 50 млрд рублей. Эксперты уверены, что федеральные власти средства на это выделят. Осталось лишь добиться проведения у нас ЧМ-2018.

На стыке рек
До сих пор не известно, попадет ли Самара в список городов мундиаля, который пройдет в России в 2018 году. Однако стремиться к этому надо. В красавице Самаре есть, что посмотреть. А значит, выбор федеральных властей может быть сделан именно в нашу пользу.
Поскольку надежда на проведение ЧМ в нашем региональном центре есть, областные власти уже начали к нему готовится. Во-первых, перед празднованием Нового года на заседании правительства Самарской области была рекомендована площадка под строительство футбольной арены на 45 тысяч зрителей. Выбор пал на стрелку рек Волга и Самара. А именно - на территорию действующего в настоящее время самарского речного порта.
Отметим, что выбранная под возведение стадиона площадка (более 30 га) имеет ряд преимуществ. Так, например, возведение стадиона на стрелке двух рек даст существенный импульс для развития исторической части города. Не менее важно, что развиваться в случая возведения арены будет не только берег Волги, но и реки Самара.
Согласитесь, арена на стрелке двух рек будет выглядеть интересно. Однако выбор именно этого участка под строительство обременен транспортными проблемами. Территория речпорта довольно близка к железнодорожному вокзалу Самары, но далека от международного аэропорта «Курумоч».
Понимая это, региональный минтранс и занялся подготовкой плана модернизации транспортной инфраструктуры. Основная цель преобразований - обеспечить максимально быстрый подъезд зрителей к арене как от аэропорта, так и от ж/д вокзала.

«Развяжут» город
Основа плана модернизации транспортной инфраструктуры - развитие улично-дорожной сети Самары и обеспечение быстрого проезда автотранспорта от аэропорта до областной столицы. Итак, в планы областных властей входит строительство:
- мостового перехода «Фрунзенский» с выходом на автодорогу «Центр-Поволжье-Урал»,
- ул. Аврора на участке от Московского шоссе до ул. Ново-Садовая,
- ул. Луначарского - от Московского шоссе до пр. Ленина,
- ул. Солнечная - от ул. XXII Партсъезда до Постникова оврага и от Московского шоссе до 8 просеки.
Реконструировать региональные власти планируют:
- Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе)
- Волжское шоссе (от Красноглинского шоссе до ул. Демократической). Капитального ремонта, по данным областного минтранса, потребуют:
- ул. Демократическая (от Волжского шоссе до ул. Ново-Садовой),
- ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова),
- Московское шоссе (от ул. Мичурина до АЗС №115),
- ул. Аврора (от Московского шоссе переходящая в комплекс «Южный» - с выходом на автодорогу «Обход г. Самара»),
- ул. Самарская (от ул. Ново-Садовой до Южной обводной дороги).
Эти работы позволят обеспечить быстрый проезд до города, а также в городской черте по основным магистралям - Московскому шоссе и ул. Ново-Садовой.
Однако для создания максимально быстрого проезда по городу минтранс предлагает построить еще девять транспортных развязок и пересечений в разных уровнях, которые будут располагаться на Московском шоссе и ул. Ново-Садовой. Ориентировочная стоимость строительства объектов транспортной инфраструктуры составляет 51,57 млрд рублей без учета стоимости строительства нового речпорта.

Сопутствующие меры
Помимо развития автодорожной сети, учитывая, что часть зрителей предпочтет добираться до арены по железной дороге, региональные власти прорабатывают и развитие ж/д сообщения между Самарой и аэропортом.
Железнодорожная ветка между Самарой и «Курумочем» уже существует. Но областные власти хотят сделать ее скоростной и довести не со стороны ж/д вокзала до стадиона, а со стороны «Курумоча» - до Тольятти.
Кстати, ранее начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Кобзев заявлял, что после проведения Олимпийских игр в Сочи несколько скоростных поездов «Ласточка» будет переданы на баланс магистрали. Остается надеется, что все получится, и тогда даже после проведения ЧМ-2018 можно будет быстро добираться до Тольятти и обратно.
Среди дополнительных мер областной минтранс также планирует организовать одностороннее движение в исторической части Самары. Мостовой переход «Фрунзенский» будет иметь по три полосы движения в обе стороны. Соответственно, съезжая с моста, автомобилисты будут попадать на узкие улицы старого города, на которых будут образовываться заторы. Поскольку расширить улицы в исторической части города практически невозможно, другого выхода, как организация одностороннего движения, нет.
Планы министерства выглядят довольно амбициозно. И все же, как полагают эксперты, они вполне осуществимы. Для их реализации необходимо лишь доказать, что Самара сможет принять мундиаль.
Одним из доказательств этого, кстати, может стать модернизация аэропорта «Курумоч», что позволит принимать большее количество пассажиров. Областные власти работают и в этом направлении. Сейчас региональный минтранс ведет поиски инвесторов, которые займутся модернизацией объектов инфраструктуры аэропорта, а именно возведением нового аэровокзального комплекса, который позволит увеличить пропускную способность авиаузла до 2 тысяч пассажиров в час.

Неидеально, но пойдет
Несмотря на то, что большинство экспертов оценивают планы областным властей по модернизации транспортной инфраструктуры положительно, среди транспортников и логистов есть и замечания. Так, оценивая план развития улично-дорожной сети, генеральный директор ОАО «РосТрансТерминал» (Ассоциация «Версиво») Денис Сергеев заявил «Репортеру», что необходимо бросить основные усилия на строительство магистрали по пр. Карла Маркса, поскольку городу необходим третий въезд. В целом же, большинство экспертов склонны полагать, что планы минтранса дадут ожидаемый эффект. «Сейчас сложно оценить, достаточно ли мер, заявленных минтрансом, для пропуска пассажиропотока в случае проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Объясняется это, как минимум, тем, что к 2018 году вырастет и местный пассажирооборот, - рассуждает член Правления дорожно-строительного ООО «НПФ «XXI Век» Алексей Степанов. - Но я уверен, что и городские, и областные власти, выбирая опорные точки модернизации улично-дорожной сети Самары, учитывали эти факторы. Выбранные для ремонта, реконструкции и строительства объекты, на мой взгляд, позволят значительно сократить количество пробок на городских дорогах и время пути между аэропортом и старой частью города».

Мнения экспертов

«К одностороннему движению есть свои предпосылки»

 Более детально рассказать о планах министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области «Репортер» попросил главного инженера ведомства Бориса БЕККЕРА.
- Какие именно объекты будут реконструироваться, какие - строиться и ремонтироваться?
- В планах намечена реконструкция Красноглинского и Волжского шоссе. Эти автодороги мы планируем сделать дорогами первой технической категории, то есть организовать двухполосное движение в каждом направлении и обеспечить отсутствие пересечений в одном уровне. Это позволит значительно сократить время проезда автотранспорта от аэропорта до ул. Демократическая. Замечу, что по ним уже готовится проектная документация. Если рассматривать маршрут «аэропорт - стадион», то после Красноглинского и Волжского шоссе транспортные потоки попадают на ул. Демократическую и далее на ул. Ново-Садовую. На этих улицах также необходимо провести капитальный ремонт и возвести несколько транспортных развязок. Кроме того, строить развязки необходимо и на Московском шоссе, соединяя его с ул. Ново-Садовая новыми трассами. В планах - строительство продолжения ул. Авроры и ул. Луначарского. Также планируется строительство ул. Солнечная от ул. XXII Партсъезда до Постникова оврага и от Московского шоссе до 8 просеки.
- Какие работы будут проводиться в старой части Самары?
- В наших планах строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал», а также реконструкция мостового перехода по ул. Главная с подходами (по ул. Водников от ул. М. Горького и далее по ул. Главная до ул. Шоссейная в месте примыкания к мосту «Фрунзенский»). Отмечу, что есть еще одна идея - организовать в старой части города одностороннее движение. К этому есть свои предпосылки. Так, например, после возведения Фрунзенского моста, который будет иметь шесть полос движения, автомобилисты будут попадать на узкие улочки старого города, которые к тому же зачастую заполнены припаркованными автомобилями. Этот вопрос уже прорабатывает администрация Самары совместно с областными и городскими управлениями ГИБДД.

«Останутся ли деньги на развитие общественного транспорта?»

Антон БУСЛОВ, сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»:
- Мне кажется, что упор, сделанный на развитие улично-дорожной сети, неверен. Гости чемпионата мира не прилетят к нам в город со своими машинами. Они будут пользоваться общественным транспортом, на котором и так ездит более 80% жителей. Недаром у стадиона «Металлург» имеется трамвайная линия: в развозке после игр активно используются трамваи. Те объекты дорожной сети, которые планируется реконструировать, выбраны верно (разве что активное строительство ул. Солнечной мне не кажется первоочередным делом). Но главный вопрос - останутся ли после этого деньги на развитие общественного транспорта, на который придется максимальная нагрузка по перевозке к матчам чемпионата и самарцев, и гостей города. Кроме того, пока остается неясной схема организации развязок непосредственно в районе стадиона - как и на какие улицы оттуда пустят поток. Для того чтобы правильно выбрать такие решения, надо проводить математическое моделирование с учетом прогнозируемых интенсивностей потоков. И только оно может дать ответ о том, насколько эффективно будет, например, одностороннее движение. Известно ведь, что односторонние улицы шире трех полос, как правило, не эффективны, а более широкие могут быть даже «вредны», тормозя поток из-за перестроений. Повторюсь, план по реконструкции дорог выглядит логичным. Но без такого же логичного плана по развитию общественного транспорта он станет «однокрылой птицей».

«Поближе к стадиону надо вести ветку метро»

Владимир ЗАВОРИН, экс-руководитель областного спорткомитета:
- На мой взгляд, выбранное для строительства стадиона в Самаре место очень удачно. Вокзал находится неподалеку, а добраться до стадиона можно будет и по реке. От стадиона откроются замечательные волжские виды, и это тоже огромный плюс. Меня как заядлого рыбака радует, что, наконец, будет наведен порядок и в районе нынешнего речного порта - сейчас там жуткая грязь, которая город не красит. Что касается самого порта, то я думаю, что он занимает сейчас не свое место. Никаких изменений выбранного места строительства арены наверняка уже не будет.
По словам Заворина, в требованиях ФИФА к городам, принимающим матчи чемпионата мира, не прописано жестко, сколько именно должна занимать дорога от аэропорта до стадиона. Однако этот путь должен преодолеваться максимально быстро. В том случае, если между аэропортом и новым стадионом появится сообщение с помощью скоростных электричек, то время в пути составит всего около 30 минут. При этом, считает Заворин, логично было бы провести поближе к стадиону ветку метро, что еще более упростило бы доставку болельщиков.
- Еще ключевой момент - строительство новых дорог и гостиниц. Правильно сказал премьер Путин: не нужно строить дорогущие отели. В основном, это должны быть трехзвездочные гостиницы, стоимость номеров в которых составляет около 40 долларов в сутки. Чем больше таких доступных гостиниц будет построено, тем лучше для города. Это только привлечет большее количество туристов.


Где собираются строить новые транспортные развязки и пересечения

1. пр. Кирова – ул. Ново-Садовая;
2. пр. Кирова – Московское шоссе;
3. Московское шоссе – ул. Ново-Вокзальная;
4. Московское шоссе – ул. Советской Армии;
5. Московское шоссе – ул. Аврора;
6. Московское шоссе – ул. Луначарского;
7. ул. Ново-Садовая – ул. Советской Армии;
8. ул. Ново-Садовая – ул. Аврора;
9. пр Ленина - ул. Ново-Садовая - ул. Соколова (ул. Луначарского).

Версия для печати