Все меньше приезжает спектаклей, в которых два актера и полтора стула разыгрывают старую как мир историю: он, она и любовник под кроватью. За ноябрь Самара увидела уже два качественных антрепризных спектакля совершенно нового типа - с использованием новых технологий, по хорошей драматургии. Единственное, что осталось прежним, - так это обязательное наличие звезд и закрученный сюжет.
Две недели назад на сцене драмтеатра Елена Ксенофонтова и Андрей Ильин в хорошем темпе и динамичных декорациях выясняли запутанные семейно-политические отношения в триллере «Кто» (он поставлен силами «Другого театра» - дочернего проекта «Квартета И»). А в начале прошлой недели спектакль «Другие» (его создала команда театра «Сатирикон» во главе с начинающим режиссером Яковом Ломкиным) окончательно показал, что новая антреприза становится тенденцией. При этом в ее основу легла знаменитая пьеса философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями», на воплощение которой на сцене и не каждый серьезный театр решится.
Любопытно, что сценография и в «Кто», и в «Других» была выдержана в красно-черных тонах (видимо, для вящей атмосферности). Что же касается технологий, то в спектакле «Кто» они были явно покруче - декорации трансформировались почти в каждой сцене. Видимо, потому, что бюджет там побольше. «Другие» же ограничились просто повешенным по центру задника большим монитором.
На экране то и дело показывали нечто загробное и мистическое. Впрочем, это объяснялось сюжетом антрепризы. Трое только что умерших людей попадают в ад, в котором нет ни жаровен, ни костров. Главной пыткой оказываются друг для друга сами грешники, запертые в одной комнате. Так вот, в этой постановке несчастного французского журналиста (которого, кстати, совсем неплохо играет Максим Аверин) пытают рычащими и кривляющимися дамами и видеоинсталляциями. При этом партнерши Аверина по сцене - Агриппина Стеклова и Марьяна Спивак - играют так, что, переиначив Сартра, можно сказать: «ад - это женщины».
Отметим, что аншлаг в театре драмы сделали поклонники Глухаря. После окончания щедрая на аплодисменты самарская публика, по традиции, приветствовала артистов стоя, а Аверина завалили белыми розами. «Репортер» поначалу поразился, что розы теперь принято дарить мужчинам. Оказалось однако, что Максим просто очень любит белые цветы, и местные поклонники об этом знают.
Глухаря в Самаре завалили белыми розами
Похоже, скоро в нашем городе не страшно будет ходить на антрепризу.