Эти люди по разным причинам не собираются получать российский паспорт и бережно хранят «серпастые и молоткастые» образца 1974 года, срок действия которых истек шесть лет назад. Спецкор «Репортера» в Новокуйбышевске встретился с некоторыми из них.
По религиозным убеждениям
- Такие граждане есть во всех уголках России, - рассказывает референт государственной гражданской службы первого класса УФМС Самарской области в г. Новокуйбышевске Галина Салманова. - В Новокуйбышевске их около ста человек. Примерно половина из них отказывается менять паспорт на российский, как они утверждают, по религиозным убеждениям. Несколько пожилых людей говорят, что хотят дожить свой век с этим документом.
45-летний Андрей Яковлев категорически отказывается получать паспорт с двуглавым орлом. Андрей прописан в Новокуйбышевске, но сейчас с женой и четырьмя детьми сейчас проживает в селе Екатериновка Безенчукского района.
В городе у него есть квартира. Но поскольку из-за отсутствия документов он не может устроиться на работу, приходиться жить в селе. Яковлевы ведут подсобное хозяйство. Это дает возможность как-то существовать. Дети посещают сельскую школу. Как утверждает глава семьи, они ни в чем не нуждаются.
- Я - человек православный, - объясняет свою позицию Яковлев. - Присвоение идентификационных номеров говорит о приближении Апокалипсиса, описанного в Откровении святого Иоанна Богослова. В современном паспорте есть графа - личный код, и мы еще должны под этим ставить свою подпись!
За свои убеждения Андрею несколько раз пришлось заплатить солидные штрафы.
- Пять лет назад, когда я путешествовал на своей машине, меня остановили сотрудники ДПС, - вспоминает мужчина. - Проверили документы, и, увидев мой паспорт с гербом СССР на обложке, составили протокол. Я им объяснил, что на федеральном уровне нет закона о недействительности этого документа - Госдума не утвердила его. Но все же мне пришлось заплатить полторы тысячи рублей за то, что «проживаю по такому-то адресу по недействительному паспорту».
Еще раз такую же сумму Яковлеву пришлось выложить после перерегистрации оружия. Также он не может обращаться в государственные медицинские учреждения, регпалату и банки. Ведь везде встает вопрос о главном документе, удостоверяющем личность гражданина.
- Необходимо, чтобы в нашем государстве наконец-то подумали и о таких людях, как мы, - высказал пожелание Андрей. - Пусть для нас придумают альтернативный учет.
Галина Салманова подтвердила «Репортеру», что на сегодняшний день никакого официального документа о том, что советский паспорт не действителен, нет.
- Есть оговорка, что если в советском паспорте вклеена фотография по возрасту, то он может быть документом, удостоверяющим личность человека.
Правда, в УФМС уже давно нет тех самых, советских, оттисков и печатей, которые должны удостоверить новое фото в документе.
Тем временем Андрей Яковлев собирается судиться с УФМС за то, что там отказываются вклеивать в его паспорт новое фото.
«Дьявольский» документ
Людмила Шустова - пенсионерка, но никаких выплат от государства не получает. Сама отказалась от пенсии. А все потому, что она живет по советскому документу. Тоже по религиозным убеждениям. И ничего в своей жизни менять не собирается. Она считает, что новые документы - от «лукавого». И что в виньетках внизу каждой странички российского паспорта зашифровано «число сатаны» - три шестерки.
- Когда я по состоянию здоровья ушла с нефтеперерабатывающего завода, хотела устроиться уборщицей в частный магазин, - рассказывает Людмила Борисовна. - Поговорили с директором по душам, он согласился взять меня на работу. Но когда узнал, что у меня нет российского паспорта, отказал в приеме.
У Людмилы нет не только паспорта, но и медицинского полиса, и пенсионного страхового свидетельства, ИНН. Поэтому ей приходится пользоваться исключительно платными медуслугами.
Муж Людмилы Шустовой поменял советский паспорт на российский. Он работает, и благодаря этому семья держится на плаву. Жену мужчина не осуждает, уважает ее веру и убеждение.
Отстояла свои права
Приятельница Людмилы Ольга Князькова, прихожанка новокуйбышевского храма Серафима Саровского, также столкнулась в свое время с трудностями в оформлении пенсии. Но она, в отличие от Людмилы, все-таки добилась положенных выплат. Хотя также не стала менять паспорт. И она сама, и ее 80-летняя мама Раиса Трофимовна сейчас, продолжая хранить верность советскому документу, получают пенсии.
- Когда я пошла в местное отделение пенсионного фонда, меня буквально выставили за дверь, как только увидели мой паспорт, - вспоминает Ольга Витальевна. - Но я так этого не оставила и написала письмо в УФМС Самарской области. В июле 2009 года мне пришел ответ, в котором говорится, что паспорт советского образца может считаться документом, удостоверяющим личность, если там имеются фотографии, вклеенные, как положено, в 45 лет.
Несмотря на то, что у Князьковой есть письмо из УФМС, все равно ей приходится долго убеждать представителей различных учреждений, что ее паспорт - действительный документ.
- Сложно было оформить наследство после смерти сестры, - рассказывает Князькова. - Молоденькие девчонки – операторы в регпалате ни в какую не хотели даже разговаривать со мной. Пришлось обратиться к их начальству. Та внимательно меня выслушала, а потом дала подчиненным распоряжение принять мои документы на регистрацию.
Кстати, благочинный Новокуйбышевского благочиния отец Владимир (Загаринский) считает, что прихожане, отказывающиеся менять советский паспорт на российский, совершают большую ошибку.