«Курумоч» парализовал туман

В самарском аэропорту 10 ноября из-за плохой видимости отменялись и задерживались рейсы

Фото:

Люди несколько часов томились в ожидании своих рейсов

Большинство самолетов садились на запасные аэродромы или просто не вылетали в Самару. Лишь несколько пилотов на свой страх и риск прорывались сквозь густую туманную завесу при дальности видимости 500 метров. За день из Самары также вылетело несколько бортов под управлением смельчаков. Напротив чертовой дюжины рейсов значилось злополучное «Задерживается», четыре рейса были отменены.

Как в фильме ужасов
«Репортер» почти на ощупь пробирался к зданию аэропорта, которое было едва различимо в густых клубах тумана. Вспомнился загадочный, исчезающий в тумане аэровокзал в фильме, снятом по книге короля ужасов Стивена Кинга «Лангольеры». Вкрадчивый голос диспетчера звучал как будто с неба. Рейсы до Москвы, Питера, Хургады, Минвод задерживались на неопределенный срок. Большинство задерживающихся вылетов были в столицу.
- Могло быть и больше задержанных рейсов, - говорит специалист по работе со СМИ международного аэропорта «Курумоч» Светлана Козлова. - Даже в условиях плохой видимости пять самолетов совершили посадку. Столько же бортов было отправлено в полет (по данным на 15.00 10 ноября, а всего в среду в «Курумоче» приземлилось 25 бортов, столько же вылетело из Самары. - Прим. «Репортера»). Пилоты сами принимали решение о посадке и вылете. Дальность видимости составляла 500 метров при допустимой 800 метров.
По словам сотрудников аэровокзала, туман время от времени парализует движение воздушных судов в небе над Самарой. Погодный прецедент уже несколько раз за последний год путал планы пассажиров и досаждал авиаперевозчикам. Для последних он означает кучу забот и расходов - за комфорт пассажиров при форс-мажорных обстоятельствах отвечают авиаперевозчики.

Возвращаться - плохая примета
В залах ожидания кто-то сидел прямо на полу, на сумках - кресел на всех не хватало, кто-то с напряженным лицом слушал частые сообщения диспетчера.
- Как обидно! - всплеснула руками самарчанка Александра Лимарева. - В первый раз собрались за границу, в Египет, - и на тебе! Спим в машине моего брата, который нас провожал. Должны были вылететь в шесть утра, а ждем уже больше десяти часов.
За время ожидания своего самолета Елена и ее друзья из Самары стали завсегдатаями местного кафе.
- Через каждые два часа рейс откладывают, и мы все думаем: ехать домой или нет. Возвращаться - плохая примета, поэтому мы до сих пор здесь.
Елене очень хотелось отправиться в Хургаду в тот день еще и по той причине, что пропавший день им никто не возместит. Туроператор отказался продлевать срок путевки. Дескать, не наши проблемы - спрашивайте с тумана.
Многочасовое ожидание петербуржец Юрий со своей девушкой разбавили просмотром телевизора и игрой в керлинг.
- Бывало и хуже, - говорит Юрий. - Помню, в этом году мы не могли сутками улететь из Германии из-за бушевавшего исландского вулкана. Задерживали мой рейс и из Китая, и из Малайзии. Так что мне не привыкать.

«Отправьте меня в Москву!»
На втором этаже разворачивались настоящие драмы. В представительстве одной из авиакомпаний рыдала девушка, умоляя отправить ее в Москву.
- Там меня ждет самолет в Таиланд! Он же скоро улетит, а я торчу здесь, - сетовала она.
Рядом, в представительстве другого авиаперевозчика, разместилась целая семья: родители и трое маленьких детей. Говорили, что им негде уложить спать малышей, так как комната матери и ребенка забита, а денег на гостиницу нет. Сотрудник компании только плечами пожимал, предлагая в утешение талон на горячее питание. В офисе по соседству чуть не плакала женщина из Санкт-Петербурга.
- Я надеялась быть дома к вечеру, специально не поехала на поезде, чтобы быстрее добраться. В итоге сижу здесь уже шесть часов! В Питере я окажусь в лучшем случае к ночи. Как я без денег доберусь из аэропорта до метро?
Тем временем старший диспетчер по подготовке вылетов авиакомпании «Аэрофлот» Денис Канаев терпеливо отвечал, что для пассажиров двух московских рейсов будет организован трансфер до Ульяновска, откуда все благополучно вылетят в столицу.
На вопрос «Репортера» о мерах поддержки пассажиров Канаев уточнил, что около 250 клиентам их компании (с трех рейсов) были предоставлены талоны на горячее питание в ресторанах «Жили-были» и «Берлога». Пассажиры самолетов, задержанных в ночь с 9 на 10 ноября, были размещены в гостинице «Русская охота».

Главный убыток - раздраженные пассажиры
Уже после того, как туман рассеялся, стали ясны и масштабы финансовых потерь компании.
Как сообщил представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в Самаре Сергей Лузгин, их расходы за 10 ноября составили более 400 тысяч руб. В такую сумму компании обошлись аренда автобусов, питание, предоставление мест в камере хранения для багажа пассажиров и услуги междугородней и международной связи.
Генеральный директор ОАО «Эйр Самара» Александр Кожинов считает, что главный убыток из-за тумана как для авиакомпаний, так и для аэропорта, - это раздражение пассажиров.
- Оценить убытки, не отслеживая информацию в полном объеме достаточно тяжело, - сказал Кожинов. - Сейчас даже представители авиакомпаний, чьи рейсы задерживаются из-за тумана, скорее всего не смогут назвать точных цифр. Для того же, чтобы снизить убытки от тумана, необходим комплекс мер. Во-первых, аэропорт должен обладать таким статусом, который разрешал бы ему принимать и отправлять воздушные суда в условиях тумана. Во-вторых, авиакомпаниям необходимо в подобных погодных условиях использовать воздушные суда, максимально адаптированные к полетам в условиях тумана.
Пока же авиаперевозчики подсчитывали убытки, таксисты 10 ноября срывали куш. Стартовая цена поездки в Самару составляла 1000 руб, до ж/д вокзала брали 1500 руб. Но даже такие цены не отпугивали клиентов.
Кстати, на земных дорогах, в отличие от воздушных, было спокойно. По сведениям ОГИБДД УВД Самары, в городе за 9-10 ноября случилось только несколько незначительных ДТП. В области тоже серьезных дорожных происшествий зафиксировано не было.
...К вечеру 11 ноября «Курумоч» работал в штатном режиме. Хотя несколько рейсов все-таки были задержаны (как только ухудшалась видимость), но ненадолго. 12 ноября дальность видимости в районе аэропорта составляла 4000 метров, самолеты приземлялись и взлетали по расписанию.
 

Версия для печати