Самарцу Алексею Зенину 28 лет. Семнадцать из них он занимается боевыми искусствами. История Алексея напоминает каноническую историю мастера единоборств. В жизни каждого мальчишки наступает момент, когда он хочет научиться драться, ведь каждый мужчина должен уметь постоять за себя. Для многих мальчишек увлечение единоборствами становится одним из самых важных занятий в жизни. Алексей как раз из их числа. Каратэ, кикбоксинг, ушу, рукопашный бой, даже капоэйра – ему все было интересно. Но в 2001 году он открыл для себя в единоборствах кое-что новое - «Крав-мага». Причем произошло это в Отрадном. Там израильский вид единоборств тогда преподавал другой фанат боевых искусств Олег Новиков.
В переводе с иврита «Крав-мага» означает «контактный бой». Эффективность и простота этого вида произвели на Алексея Зенина большое впечатление. Сейчас Алексей и его супруга Виктория - единственные в губернии инструкторы, преподающие такой вид самозащиты.
- «Крав-мага» создавалась и совершенствовалась в течение двух десятилетий, - рассказывает Алексей Зенин. – Долгое время этот вид единоборства был засекречен израильскими спецслужбами. Оно и понятно – ведь за всю недолгую историю своего существования государство Израиль постоянно противостояло террористическим атакам или участвовало в полномасштабных вооруженных конфликтах. Лично я не сомневаюсь, одним из залогов победы израильтян в борьбе за свою независимость была именно «Крав-мага».
Система «Крав-мага» составлена из нескольких классических, современных и древних видов единоборств: бокса, дзюдо, джиу-джитсу, каратэ. Те, кто изучают этот вид боя, говорят, что ее создатель Имрих Лихтенфельд оставил в своей системе только то, что способно реально помочь человеку победить в уличной драке. Специальные разделы «Крав-мага» посвящены ножевому бою, стрелково-тактической подготовке с пистолетом и винтовкой, а также наиболее эффективным способам противостояния противнику, вооруженному этими видами оружия. Широкой аудитории поклонников эти разделы до сих пор неизвестны, а преподавать их разрешено лишь на территории Израиля.
- Я не считаю «Крав-мага» боевым искусством, - говорит Алексей Зенин – Это инструмент, созданный для выживания. Причем инструмент очень эффективный. Философия тут предельно проста – успей нанести противнику максимальный ущерб, прежде чем он сам расправится с тобой. Именно поэтому в арсенале «Крав-мага» масса коварных приемов, ударов в горло, пах, глаза и уши. Они непригодны для ринга и татами, но в уличной схватке без них не обойтись. Для того, чтобы освоить приемы «Крав-мага», достаточно 3-6 месяцев. К нам часто приходят девушки, которым необходимо научиться быстро и эффективно защитить себя. Через три месяца, возвращаясь поздно ночью домой, они уже чувствуют себя гораздо увереннее. А ведь чтобы освоить всю технику и методику какого-нибудь восточного единоборства, его фанатам необходимо погрузиться в изучение премудростей на десятки лет. Наверняка вы слышали множество легенд, рассказывающих о том, как тот или иной мастер уходил в горы и долго там медитировал. Тренировался он не в темных подворотнях или неосвещенных дворах микрорайонов, а в относительно комфортных условиях, зачастую на лоне природы. Может ли эта техника помочь выжить в условиях современного мегаполиса?
Чтобы ученики чувствовали себя уверенно в любой ситуации, Алексей часто организовывает тренировки в условиях, приближенных к реальности. Занятия по самообороне проходят в лифтах, в подъездах домов, в темных проходных, в глухих дворах – то есть там, где чаще всего можно наткнуться на хулиганское нападение. Именно в таких ситуациях хотят защитить себя от опасности те, кто приходят на тренировки к Алексею. В группе у него занимается около 15 человек — молодые люди и несколько девушек. О курсах «Крав-мага» они узнали либо по объявлениям, либо от своих знакомых.
- Приемы «Крав-мага» работают всегда и в любой обстановке, - уверен Алексей Зенин. – Мое дело заставить учеников проверить это на собственном опыте.
Секрет успеха «Крав-мага» в том, что израильская техника основана на знании физиологии, в частности, на учении о рефлексах. Это очень облегчает обучение.
- Мы учим применять для самообороны подручные предметы, - рассказывает Алексей. - Эти методы долгое время были секретным ноу-хау специальных служб. Сегодня даже у обывателей есть возможность научиться этим техникам для того, чтобы в случае необходимости защититься от преступных посягательств. Портфель, папка, полиэтиленовый пакет, мобильный телефон, пригоршня монет, связка ключей и даже авторучка или свернутый в трубку журнал – все это может стать средством выживания при угрозе нападения.
- Главное не то, есть ли у человека оружие, знает ли он какие-либо секретные техники самозащиты или нет, - считает Алексей Зенин. - Залог успеха в бою – уверенность в собственных силах и решимость, ввязавшись в схватку, победить любой ценой. На улице выживет только тот, кто способен постоять за себя.
Наверное, поэтому особое внимание на занятиях по «Крав-мага» уделяется психологической подготовке. Здесь не готовят спортсменов-единоборцев. Ключевой момент — научить человека быть способным отразить любую форму нападения. Если для того, чтобы победить, необходимо прибегнуть к уловкам, значит это надо делать не раздумывая. Ведь улица - это не ринг, на котором благородные джентльмены демонстрируют искусство боя без оружия. Рыцарству нет места там, где речь идет о защите кошелька или даже жизни.
Создателем «Крав-мага» является Имрих Лихтенфельд. В довоенной Словакии Имрих становился неоднократным чемпионом по французской (греко-римской) борьбе, английскому боксу и гимнастике. Любовь к спорту Имриху привил его отец, Самуэль Лихтенфельд. Еще ребенком Самуэль сбежал со странствующим цирком. Он вырос в окружении акробатов и силачей, сам выступал на арене как борец, а после сделал карьеру полицейского – от простого оперативника до старшего инспектора. Кроме того, Самуэль преподавал джиу-джитсу, бокс и тяжелую атлетику в собственном спортивном клубе «Геркулес».
Шло время. В Словакии расцветал нацизм. Молодой, энергичный, физически сильный и ловкий Имрих организовал отряд еврейской самообороны. В течение нескольких лет он защищал гетто от погромов. Приходилось участвовать в сотнях мелких схваток и масштабных побоищ с нацистами. Именно в то время Имриху пригодились его навыки борца и боксера. Тогда-то он и проверил на собственном опыте, какие приемы работают в реальном бою, а какие нет. Стычки с нацистами и антисемитами оказали на него огромное влияние. Они превратили Лихтенфельда из спортсмена в решительного и умелого уличного бойца.
В 1940 году Имрих Лихтенфельд, спасаясь от преследования властей, садится в ржавый речной пароходик, и направляется вниз по Дунаю, через Эгейское и Средиземное море в Палестину. С 1944 года Лихтенфельд становится профессиональным инструктором по единоборствам. В 1948 году он вводит в лексикон армии обороны Израиля то самое словосочетание: «Крав-мага».
Магия «Крав-мага»
«Репортер» побывал на тренировке единственного в Самаре мастера единоборств, применяемых израильскими спецслужбами