Напоминаем, в «Репортере» при поддержке правительства Самарской области, антинаркотической комиссии и Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков появилась новая рубрика. В ней вместе с вами, нашими уважаемыми читателями, мы решили противостоять наркомании.
Мы уверены, что все можно исправить, что не бывает безвыходных ситуаций! Именно поэтому и открыли эту рубрику. Мы расскажем, кто и как сможет помочь, если вы или ваши близкие столкнулись с этим злом. Вам нужен совет или психологическая помощь? Где в Самарской области пройти курсы лечения? В вашем доме продают наркотики? Поделитесь своим опытом, как вам удалось победить зависимость.
Пишите нам. Звоните в редакцию по тел. 30-30-259. Ваши обращения и жалобы мы адресуем специалистам, которые подскажут решение вашей проблемы. Все письма будут направлены в антинаркотическую комиссию Самарской области и размещены на сайте комиссии www.netnarkotikam.org.
Обратная сторона кайфа
Откликнувшись на наш призыв, на прошлой неделе в редакцию позвонил 33-летний самарец Максим (фамилию мы не приводим по этическим соображениям) и пригласил нас в гости. «Репортер» встретился с ним, его родственниками и услышал эту историю.
- После окончания института я долго не мог устроиться на работу, - вспоминает Максим. - Каждый день спал до обеда, а потом вечером тусил с друзьями. Родители давали деньги на карманные расходы. В общем, жил в свое удовольствие. Однажды, когда в очередной раз пришел в ночной клуб, друзья предложили покурить травку. Я не отказался, потому что считал, что в своей жизни надо все попробовать. Потом стал курить анашу почти каждый день. Было весело, и я не думал о каких-то последствиях. Но потом приятели предложили попробовать уколоться «черной семью», так они назвали наркотик. Сказали, что ощущения получу незабываемые. Но я не решился. Мне хватало травы и алкоголя. Но спустя какое-то время я все же попробовал... Я так еще никогда не кайфовал.
И я начал гнаться именно за этим кайфом. Думал, что могу в любой момент остановиться. Но на самом деле я уже плотно «сидел» на наркотике. Первое время кололся раз в неделю, потом раз в три дня. Затем уже не мог обойтись без укола каждый вечер. Так продолжался год. Сначала мне приходилось занимать у приятелей деньги на очередную дозу. Потом они сказали, что можно заработать, продавая наркоту. Стал втихаря торговать, пока в милицию не попал. Тогда родители впервые узнали, чем занимается их сынок.
Знакомые помогли «отмазать» парня от тюрьмы. Максима посадили под домашний арест. Но это его не остановило. Дружки-наркоманы прятали «отраву» за почтовым ящиком. Он же под предлогом похода в магазин или выкинуть мусор забирал зелье и продолжал колоться.
- Уже тогда я выглядел ужасно. Под глазами синяки, худющий. В голове лишь одна мысль - где достать дозу. Так как на руках уже не было «живого» места, стал колоться в ногу. Видимо, с очередным уколом я занес заразу, и на ноге появились гнойники. Увидев это, мать поняла, что я уже сам не мог слезть с иглы и отправила меня лечиться. Но через неделю я сбежал из клиники. Родителям же сказал, что я здоров и даже хочу устроиться на работу.
- Я поверила сыну, - говорит Ирина Сергеевна, мама Максима. - Мы с мужем устроили его к друзьям в компанию. Но его вскоре уволили. Оказалось, что он воровал деньги, неадекватно вел себя с коллегами. Мы опять отправили его лечиться. Спустя две недели Максим вернулся. Заявил, что избавился от зависимости. Но не тут-то было! Он начал красть из дома деньги и вещи. Признаюсь, я тогда опустила руки. Муж же пристегивал сына к батареи, чтобы тот не выходил из дома. Но все тщетно. У него начинались ломки, и он ничего не соображал. Несколько раз избивал меня и убегал к друзьям.
- Я даже начал грабить прохожих, чтобы раздобыть деньги на дозу, - продолжает Максим. - Мозги совершенно не работали. Часто жил в притоне, спал прямо на полу, подолгу не мылся. Я превратился в животное! Наверное, так бы и сдох, если бы однажды мой дед не притащил меня за шкирку к себе домой.
- Я человек старой закалки, бывший военный и знаю, как дисциплинировать людей, - говорит Матвей Иванович. - Увидев вместо внука чудовище, я подумал: если срочно что-то не предпринять, он погибнет. Чтобы он не сошел с ума от ломки, колол ему сильные обезболивающие, которые взял у знакомых. У них как раз скончался дедушка, у которого был рак, и лекарства им уже были не нужны.
Дед не выпускал Максима из дома месяц. Потом парня отвезли к гадалке.
- Она мне сказала, что у меня два пути, - рассказывает Максим. - Первый: если я не завяжу с наркотиками, то скоро окажусь на операционном столе, так как у меня начнутся необратимые изменения в организме. К тому же я стану импотентом. А если откажусь от наркотиков, то найду хорошую девушку, которая родит мне троих детей. В общем, ничего этакого она не сказала. Но почему-то тогда в моем мозгу что-то щелкнуло, и я очень сильно захотел жить нормальной жизнью. Попросил родителей снова отправить меня на лечение. После курсов старался все свое время заполнить работой. Стал вырезать по дереву, занялся спортом. Было тяжело, не скрою. Внутри все еще жил червь, который требовал дозы. Но вот уже шесть лет я не употребляю наркотики. У меня прекрасная жена, у нас ребенок. Пока, правда, один. Надеюсь, гадалка меня не обманула, и у меня будет трое ребятишек. Супруга, кстати, не знает о моем страшном прошлом. Я решил вычеркнуть тот период из своей жизни. Сейчас боюсь только одного: как бы мой сынишка не очутился в таком же ужасе, который я пережил.
Мнение эксперта
Елена Тонкопеева, психолог городского Центра «Семья»:
- Самое первое правило: если ребенок или кто-то из родственников - наркоман, нужно самому идти к психологу. Как это ни парадоксально звучит, но чтобы помочь близкому человеку, нужно сначала решить свои эмоциональные проблемы. Стандартная ситуация: сын стал наркоманом, тащит из дома деньги и вещи. Что делают родители? Пытаются контролировать, бороться, ругаются, сторожат его днем и ночью. В итоге изматывают себя, но не достигают никакого результата. Они сами не замечают, как становятся созависимыми, ведь их настроение зависит от настроения наркомана. У родителей налаживается крепкая эмоциональная связь с наркозависимым. И все в доме подчиняется этой проблеме.
Поэтому нужно учиться жить с наркоманом, нужно идти в центры, где работают группы для родителей наркоманов. Там они получат и поддержку, и знания, как корректировать ситуацию, чтобы наркоман был готов к получению помощи. Во-первых, нужно понять: речь идет о больном человеке. Во-вторых, не нужно решать его проблемы: отдавать его долги, покупать ему одежду взамен проданной, кормить его. В таком случае человеку выгодно быть наркоманом, ведь его обслуживают со всех сторон. У него все есть, и его беспокоит лишь одна проблема - добыть дозу. Ему не нужно зарабатывать. Родители хотят обычно четких ответов: его бить? прятать от него деньги? И так далее. Созависимые обычно не хотят работать над собой («Зачем мне занятия в группе? Я же нормальный человек!» - рассуждают они). Они просто хотят затолкать ребенка или другого родственника в больницу. Но даже если это удастся, сын потом вернется в ту же семью, в ту обстановку, где он стал наркоманом. Поэтому, повторю еще раз, первое действие - идти в группу созависимых, где подскажут действенный выход из проблемы.
Ждем ваших писем
red@reporter63.ru
Сайт антинаркотической комиссии Самарской области
www.netnarkotikam.org
Телефоны доверия
(круглосуточно, анонимно)
958-66-66, 958-22-58 экстренная психологическая помощь Службы социальной помощи семье и детям
955-23-07 телефон круглосуточных консультаций по вопросам наркомании и алкоголизма
330-14-95 Самарский областной наркологический диспансер
! Сообщи, где торгуют смертью
335-66-88 (круглосуточно, анонимно)
Управление федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области
«Я превратился в чудовище»
Исповедь самарца, который опустился на дно из-за пагубного пристрастия к наркотикам, но смог вовремя осознать радость жизни без зелья