Габибулла Хасаев: «Результатом реализации программы развития конкуренции станет привлечение новых участников на рынки губернии»

Читали 989

В конце мая правительство Самарской области утвердило программу развития конкуренции региона на 2010-2012 годы. С помощью мероприятий, указанных в документе, губернские власти планируют упростить начало и ведение предпринимательской деятельности, снизить административные барьеры, а также решить другие актуальные задачи. О том, как будет реализовываться эта программа, рассказал в интервью «ВК» заместитель председателя правительства Самарской области, министр экономического развития, инвестиций и торговли Габибулла Хасаев.

Глобальный вопрос
- Чем вызвана необходимость принятия региональной программы развития конкуренции?
- Как известно, конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия. Именно конкуренция побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы, стимулирует их производить более широкий ассортимент товаров и услуг, по более низким ценам и лучшего качества.
В Самарской области в целом созданы благоприятные условия для развития бизнеса. Однако антимонопольная экспертиза конъюнктуры основных товарных рынков региона выявила ряд административных барьеров и факторов, сдерживающих развитие конкуренции.
К примеру, на продовольственном рынке региона доминирующее положение некоторых участников продуктово-технологических цепочек, прежде всего переработчиков и розничной торговли, способствует неоправданно высокому росту розничных цен на многие продовольственные товары. Зачастую розничная цена в магазине и отпускная цена производителя различаются в 2-3 раза. Это приводит не только к ущемлению интересов потребителей, но угнетает отдельные виды экономической деятельности. А это - сокращение рабочих мест, уменьшение бюджетного обеспечения и другие проблемы.
Помимо продовольственного рынка, факторы ограничения конкуренции были выявлены на рынках розничной торговли топлива, фармацевтической и медицинской продукции, строительства, услуг здравоохранения, информационно-коммуникационных услуг, жилищно-коммунальных услуг, пассажирских перевозок.
Существенным ограничением для развития предпринимательской деятельности является низкий уровень информирования о состоянии основных товарных рынков. Вместе с тем, в условиях свободного рынка товарные балансы являются важным критерием для определения сфер вложения капитала. Публичность и открытость этой информации будет способствовать стимулированию региональной бизнес-активности, обеспечит приток инвестиций в соответствующие виды экономической деятельности. Значительная часть установленных барьеров имеет межотраслевой характер, что и стало основанием для подготовки мер по их устранению на основе программного подхода.
- Какие факторы, сдерживающие развитие предпринимательской активности, вы бы выделили в качестве наиболее типичных, характерных для всех участников рынка?
- К таким факторам относятся, прежде всего, административные барьеры. Это явление настолько масштабно и пустило такие глубокие корни, что в программе ему посвящен отдельный раздел, в котором дан перечень самых распространенных административных ограничений на пути развития предпринимательской активности.
Наиболее типичными видами нарушений со стороны органов власти являются предоставление преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе подведомственным органам государственной и муниципальной власти, а также заключение органами местного самоуправления договоров аренды муниципального имущества без проведения соответствующих публичных процедур.
Отдельной строкой идут нормативно-правовые акты, принимаемые органами власти, ограничивающие конкуренцию. Зачастую это решения, связанные с регулированием налогообложения: установление ставок единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельного налога, арендной платы при предоставлении в аренду недвижимого имущества и ряд других.
Кроме того, существенным является барьер, связанный с неравными условиями доступа к инфраструктуре, земельным участкам, предоставляемым в аренду для строительства, размещения рынков и так далее.
Перечисленные барьеры преодолеваются путем больших финансовых затрат на протяжении от трех до пяти лет. При этом реальная предпринимательская деятельность не осуществляется и развитие экономики не происходит.
Следует отметить, что значительное количество административных барьеров, сдерживающих предпринимательскую активность, находится на муниципальном уровне, поэтому большая роль в их устранении программой отводится органам местного самоуправления.

Приоритеты определены
- Каким образом в программе предлагается решить обозначенные вами проблемы?
- Программа содержит перечень мероприятий, отвечающих на вопросы о том, что будет сделано для развития конкуренции в конкретной отрасли, в конкретном сегменте рынка, в какой срок и какой это даст эффект. Определены ответственные исполнители.
Если же говорить о программе развития конкуренции как о системном элементе экономической стратегии правительства Самарской области, то она ориентирована на решение ряда важнейших задач. Чтобы успешно развивать конкуренцию в регионе, необходимо и далее упрощать процедуры начала и ведения предпринимательской деятельности, устранять ограничения для перемещения товаров, обеспечивать доступность транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры для хозяйствующих субъектов. Кроме того, нужно повышать информационную прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также ограничивать прямое участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности.
Инструментарием решения поставленных задач являются мероприятия, разработанные в рамках программы. Это такие мероприятия, как предоставление государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на базе многофункциональных центров и служб в системе «одного окна», размещение информации о ценах на лекарственные средства, продовольственные товары и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в системе единого портала, расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур. Кроме того, предлагается увеличить количество сельскохозяйственных организаций, принимающих участие в проводимых государством закупочных и товарных интервенциях, создать прозрачные, недискриминационные условия доступа на товарные рынки региона хозяйствующим субъектам, а также предпринять другие меры.
Особое значение развитие конкурентных отношений имеет для монопрофильного городского округа Тольятти. Это связано с тем, что на его территории практически все виды экономической деятельности и отрасли социальной сферы зависят от функционирования ОАО «АвтоВАЗ». Для обеспечения диверсификации экономики и достижения устойчивого социально-экономического развития моногорода подготовлен и реализуется Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти на 2010-2020 годы, который предусматривает привлечение новых участников практически на все товарные рынки города. С этой целью подготовлен ряд инвестиционных проектов, предусматривающих создание особой экономической зоны, два промышленных парка, организацию городского бизнес-инкубатора и развитие предпринимательства, реформирование жилищно-коммунального хозяйства города.
Учитывая эти обстоятельства, мы рассматриваем территорию городского округа Тольятти как пилотную площадку для реализации ряда мероприятий, предусмотренных программой. С учетом специфики социально-экономической ситуации в Тольятти на его территории могут быть реализованы такие мероприятия по развитию конкуренции, как заключение договоров аренды государственного и муниципального недвижимого имущества с указанием инженерно-технических характеристик, закрепленных за указанным имуществом в документах (технический паспорт, паспорт объекта), разработка нормативных правовых актов, устанавливающих процедуры приёма приборов учёта в эксплуатацию и стоимость подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и ряд других.
- Каких результатов вы ожидаете от выполнения программы?
- Не сомневаюсь, что реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики региона, модернизации предприятий, созданию условий для обеспечения потребностей населения области в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Кроме того, программа позволит повысить деловую активность населения, поднять на качественно иной уровень производственную культуру, в том числе в сфере оказания услуг, что будет способствовать повышению уровня потребления и улучшению качества жизни людей.
Результатом реализации программы станет привлечение новых участников на рынки губернии, а следовательно, увеличение ассортимента и качества товаров, оптимизация цен.
Особо подчеркну, принятая программа - не догма, а руководство к действию. Это открытый документ, который будет дополняться, совершенствоваться в зависимости от ситуации на конкретных товарных рынках и по мере выявления новых административных барьеров.
В ближайшее время программу планируется дополнить новыми разделами, в которых будет содержаться анализ конкурентной ситуации и мероприятия по ее развитию на рынке алкогольной продукции, земельном рынке, рынке образовательных услуг.

Новости

Габибулла Хасаев: «Результатом реализации программы развития конкуренции станет привлечение новых участников на рынки губернии»