Проект «Открытый урок», реализуемый в Самарской области, по-новому выстраивает взаимоотношения между работодателями и учебными заведениями профессионального образования. Если ранее была четкая система распределения и шефства, то изменившаяся экономическая ситуация потребовала и иных связей с рыночным уклоном.
Многие нынешние руководители крупных предприятий начинали восхождение по профессиональной лестнице с профтехучилища или техникума, окончив затем вуз без отрыва от производства. Среди них председатель совета директоров ЗАО «Самарская кабельная компания» Анвар Бульхин, заместитель генерального директора ЗАО «Волгоспецстрой» (которое является генеральным партнером проекта «Открытый урок») Анатолий Кулагин и другие. Многие воспитанники профтеха с благодарностью вспоминают «ремеслуху» и сокрушаются, что многое полезное от прежней системы не сохранилось.
Советская система профтехобразования, по понятным причинам, не могла вписаться в рыночные отношения. Кардинально изменились ее отношения с работодателями. Бизнес-сообщество избавлено от обязанности в добровольно-принудительном порядке принимать выпускников. Работодателю нужны квалифицированные кадры, способные, желательно сразу, приносить пользу предприятиям. Переобучение молодых специалистов не все могут себе позволить. С другой стороны, работодатели признают, что кадровые потребности они могут рассчитать на год-два, поэтому выстраивать долгосрочные отношения рискуют немногие.
Система профобразования и бизнес оказались, по большому счету, изолированы друг от друга. Хотя примеры сотрудничества есть. ЗАО «Волгоспецстрой» начало работать с Самарским техникумом городского хозяйства и предложило внести изменения в образовательные программы, чтобы навыки выпускников соответствовали потребностям работодателя. Заместитель генерального директора по кадрам ОАО «Авиаагрегат» Вячеслав Калинин назвал несколько учебных заведений–партнеров, среди них – авиационный техникум, машиностроительный колледж, приборостроительный техникум, техникум авиационного машиностроения.
Но пока еще нет системных отношений. Возникли как бы два параллельных мира, часто не имеющих друг о друге достоверной информации. Масштаб проблемы обозначил в одном из выступлений губернатор Самарской области Владимир Артяков: «Проблема заключается даже не в состоянии образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профобразования. Она в отсутствии полноценного диалога между работодателем, системой образования и населением».
Информационный разрыв призван ликвидировать проект «Открытый урок», реализуемый министерством образования и науки Самарской области и агентством «Развитие общественных связей». Цель – дать учащимся максимум информации о рынке труда и образовательных услугах, наладить взаимодействие между бизнес-сообществом и учебными заведениями.
Весной 2010 года перед руководителями проекта «Открытый урок» встал вопрос: насколько объективна оценка учебных заведений профобразования? Внутренние конкурсы проводятся по ведомственным критериям. Но эффективны ли победители в условиях рынка? Насколько успешны выпускники, охотно ли их принимают на работу?
Ответы могли дать только работодатели. Родилась идея конкурса «Лидер-2010» - посмотреть на учебные заведения глазами работодателей. «Точно знаю, что ранее в регионе никто ничего подобного не делал, - отметил Вячеслав Калинин, заместитель генерального директора по кадрам ОАО «Авиаагрегат». – А мнение работодателей очень важно для объективной оценки качества работы профобразования. Внешняя независимая оценка заказчика, говоря языком бизнеса, потребителя, - это важнейший показатель».
Среди главных конкурсных критериев – количество выпускников, взятых на предприятия, готовность сотрудничать с бизнес-сообществом и вносить в соответствии с их требованиями изменения в учебные программы. Анкетирование проводилось с помощью Союза работодателей Самарской области, которое разослало анкеты-запросы руководителям кадровых служб крупных предприятий губернии – «АвтоВАЗ», «ЦСКБ-Прогресс», «Моторостроитель», «АЛКОА-СМЗ», «Авиаагрегат», «Салют», «Самарская кабельная компания», «Завод им. Тарасова», «Тольяттинский трансформатор», Поволжский филиал «НПО Энергомаш», «Самарский завод ЭМИ», Поволжский банк Сберегательного банка России, «Самарский хлебозавод №9», «Средневолжский станкостроительный завод».
Исход конкурса определило мнение представителей машиностроительной отрасли, как наиболее продвинутой в регионе. В общем списке оказалось 40 претендентов на победу, а в десятку лучших вошли:
- Тольяттинский машиностроительный техникум;
- Тольяттинский технический колледж ВАЗа;
- Тольяттинский техникум производственных технологий и экологии промышленности;
- Самарский техникум космического машиностроения;
- Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Козлова;
- Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий;
- Самарский авиационный техникум;
- Профессиональный лицей №23 (политехнический);
- Самарский профессионально-педагогический колледж;
- Самарский техникум сервиса производственного оборудования.
К слову, до 1 июня параллельно проходит другой конкурс проекта «Открытый урок» - «Признание-2010», в котором учащиеся представляют мастеров производственного обучения и выбирают лучшего, по их мнению, специалиста. Голосование продолжается на сайте проекта www.o-urok.ru. Более 20 тысяч человек уже отдали свои голоса, читатели «ВК» могут также принять участие в выборе.
В начале июня торжественное награждение победителей независимых рейтингов профессиональных образовательных учреждений и педагогов пройдет во время приема у вице-губернатора Александра Нефедова, возглавляющего региональный совет по кадровой политике. Лидеры конкурсов будут отмечены наградами.