Мы долго этого ждали, и вот свершилось: самая социальная сфера - рынок лекарственных препаратов взят под контроль государства. Правительство зафиксировало цены на жизненно важные препараты, и это только начало кардинальных изменений. Предельные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) установлены в нашей губернии с 1 марта. Тех аптекарей, кто завышает цены, ожидают серьезные штрафы вплоть до лишения лицензии. Министр здравоохранения и социального развития Самарской области Вадим Куличенко на днях лично проверил одну из самарских аптек.
Новые требования
Хотя народ по привычке говорит, что лекарства слишком дороги, но самые наблюдательные уже оценили: «И впрямь подешевели! Особенно ощущается, если берешь несколько препаратов». На отдельные позиции цена снизилась на 20%. И еще один существенный плюс нововведения. Теперь покупателя не обманешь - в каждой аптеке должен быть список лекарств с предельной ценовой планкой.
Предельные надбавки должны решить главную задачу - недорогие необходимые лекарства для нашего населения должны быть доступны. И по цене, и по ассортименту. Для аптек сейчас установлены такие требования: в торговом зале обязательно должна быть информация для граждан с выдержками из реестра с максимальными розничными ценами на лекарства. И персонал аптеки должен быть обучен, как ознакомить с ней покупателя. Например, обратиться к консультанту аптеки или администратору и т. д.
Соблюдение этих требований в аптеке «ВИТА» №17 проверил на минувшей неделе министр здравоохранения и соцразвития Самарской области Вадим Куличенко.
В аптеке информация висела на видном месте, и персонал был подготовлен как нужно. Перечень ЖНВЛС составляет 6000 наименований. В аптеке две тысячи из них имелись в наличии в торговом зале. Не надо забывать, что у многих лекарств списке есть аналоги, часто российского производства. А они значительно дешевле импортных. Министр поинтересовался ценой на популярный препарат «от давления» и предельной надбавкой на него. Лекарство стоило 34 рубля. А могло и по максимуму - 51 рубль, причем на законных основаниях.
Вадим Куличенко отметил, что в этой аптеке, судя по всему, к максимальным наценкам не стремятся:
- Основные требования к работе в условиях государственного регулирования цен здесь выполняются. Жизненно важные лекарства стоят даже дешевле предельных. Я убедился, что сегодня люди могут найти в аптеках практически все необходимые лекарства. В других проверенных нами аптечных учреждениях области нарушений тоже не обнаружено. Чтобы проверить все, нужно время. И сделано это будет обязательно. Контроль будет планомерным и постоянным.
«Ситуацию нужно было исправлять»
После поездки «Репортер» попросил Вадима Куличенко более подробно рассказать о новых ценовых правилах.
- Эти правила действуют уже больше месяца. За это время мы успели проверить сотни аптек. Пока то, что я видел, меня порадовало. Везде есть обязательная информация для потребителей, есть выдержки из постановления правительства, перечень наименований с предельной ценой. Приятно удивило, что в некоторых аптеках есть препараты, цена на которые ниже, чем предельная.
В губернии около 1300 аптек. И до каждой министерство намерено добраться и проверить. Тем более что самое сложное - организационные моменты - уже позади. В минздраве опасались, что многие аптеки закроются на переучет, но этого не произошло.
- Мы знаем, что теперь аптечным сетям придется сложнее, ведь фактически рентабельность бизнеса стала жестко фиксированной, - анализирует Вадим Куличенко. - Знаем, что аптечный бизнес - сфера специфическая, там работают только дипломированные фармакологи. Кроме того, нужны немалые средства, чтобы содержать сеть. Аптека - это также особые условия хранения, соблюдения санэпидемиологических и других норм. Но надо понимать причину таких мер. Наблюдался неконтролируемый рост цен на лекарства, и ситуацию нужно было исправлять.
Поддержат сельские аптеки
В итоге был уценен небольшой ассортимент лекарств. Поэтому катастрофического обвала цен, которое вынудило бы сети сворачивать торговлю, не произошло.
- Но есть муниципальные аптеки, которые работают там, где невыгодно действовать коммерческим сетям, - объясняет Куличенко. - Они изначально не очень рентабельны, а тут еще и регулирование. Именно поэтому на селекторном совещании губернатора области с главами муниципальных образований одной из главных тем была поддержка таких аптек. Главы получили рекомендации поддерживать деятельность этих учреждений.
Не секрет, что на селе не все благополучно с доступностью лекарств. Есть случаи, когда люди не могут получить обезболивающие для онкологических больных. Родственники вынуждены ехать в соседний район, особенно остро эта проблема стоит в малых селах. По закону, запрещена торговля в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах) и в офисах врачей общей практики (ВОП). Но с 2011 года вступает в силу новая редакция Закона «Об обращении лекарственных препаратов», где предусматривается продажа медикаментов в ФАПах и в офисах ВОП. У глав муниципальных образований будут все, чтобы снабдить народ лекарствами.
Как будут наказывать
Известно, что порой между продавцом и поставщиком много посредников. Теперь количество «паразитов» естественным образом сократится.
- Существует фиксированная оптовая наценка, - говорит Вадим Петрович. - Она суммарная для всех оптовиков. Чем больше оптовиков, тем меньше прибыль. Поэтому самим поставщикам теперь невыгодно выстраивать длинные цепочки.
За соблюдением новых правил строго будут следить несколько контролирующих органов: минздрав, Росздравнадзор, Федеральная служба по тарифам, прокуратура.
- Механизм будет такой: устанавливается факт продажи незарегистрированных препаратов или превышение предельной ценовой планки, лекарства изымаются, составляется протокол, налагаются штрафы. Если замечены серьезные нарушения - это уже основание для судебного отзыва лицензии. Если граждане заметили, что препарат продается по цене выше предельной, можно обращаться в минздрав, мы обязательно разберемся. В любом случае делать выводы пока рано. Первые итоги будем подводить через три-четыре месяца.