Вечные автомУчения

«Куда прешь?! Права купил что ли?» - обычно так кричат вслед «зеленым» водителям, нарушающим правила. По статистике, немалая часть ДТП в Самаре происходит по вине автолюбителей с небольшим стажем вождения. Есть мнение, что виной тому - слабая подготовка начинающих водителей в автошколах. «Чайники» выезжают на улицы большого города, не чувствуя своей машины и дорогу. Поделиться своим взглядом на эту проблему «Репортер» попросил инструкторов и сотрудников автоинспекции.

 

Фарид Ахмадуллин

 

 

«ГАИ не заваливает на экзаменах»
О том, как учат в самарских автошколах и какие нововведения появились в этом году в системе обучения вождению и при сдаче на права, «Репортеру» рассказал начальник экзаменационного отделения РЭО ГИБДД УВД Самары майор Фарид Ахмадуллин.
- Нам известно, что в прошлом году инспекция проверила самарские автошколы. Можете по итогам проверки назвать самую лучшую и худшую автошколу города?
- В начале 2009 года в городе было зарегистрировано 35 автошкол. После проверки пять школ были закрыты из-за отсутствия лицензии или из-за большого количества нарушений. Худшей оказалась автошкола при общеобразовательной школе №81, там даже машин не было. А лучшей автошколой по количеству получивших права с первого раза водителей стала СДЮСТШ РОСТО. Из 204 ее курсантов каждый десятый сдал на права с первого раза, и ни один выпускник этой школы за год ни разу не попал в ДТП.

 

Девушки лучше сдают теорию, в отличие от парней.

 


- Какие основные изменения произошли в этом году в системе обучения в автошколах и при сдаче экзаменов?
- Уменьшилось количество часов, которые отводились на теорию (106 вместо 200). За счет этого больше стало практических занятий (50 часов вместо 36). Из билетов убрали вопросы по устройству и техобслуживанию автомобиля, так как водителю-любителю это необязательно знать. Мы стараемся акцентировать внимание курсантов на медицинской подготовке, правилах дорожного движения и на законодательстве. Что касается платы за обучение, то она колеблется от 15 до 20 тысяч рублей. В зависимости от оснащения автошколы. Отменены госпошлины за сдачу экзаменов (до этого платили 160 рублей). Можно пересдавать каждую неделю. Отметка за теорию действительна в течение трех месяцев. Если за это время курсант не успевает сдать практику, он возвращается в автошколу.
- А требования при сдачи экзаменов ужесточились?
- Если раньше курсант мог допустить незначительные ошибки и при этом получить права, то сейчас малейший недочет и в теории, и в практике грозит ему пересдачей. Нас порой обвиняют, что мы заваливаем на экзаменах. Это не так. Мы просто хотим, чтобы курсанты вышли из автошколы подготовленными, и даже идем им навстречу. Сейчас курсант может сдавать экзамен на том автомобиле, на котором учился, и со своим инструктором. Раньше такого не было. Кстати, нововведения, которые появились в прошлом году, уже дали результат. Если в 2008 году в Самаре произошло 179 ДТП с участием неопытных водителей, то в 2009-м их было на 24 меньше.

 

Сейчас малейший недочет и в теории, и в практике грозит пересдачей.

 


- Не секрет, что готовность курсанта к экзамену напрямую зависит от квалификации его наставника. Каковы критерии отбора для инструкторов автошкол?
- У инструктора должен быть стаж вождения не менее трех лет и свидетельство о прохождении курсов мастера производственного обучения. Каждые три года инструктор пересдает на лицензию и на повышение квалификации.
- На заднем стекле машин, которыми управляют «молодые» водители, сейчас появляется восклицательный знак на желтом фоне. Чем он отличается от привычного знака «У»?
- Он предупреждает, что за рулем неопытный автолюбитель со стажем вождения менее трех лет. Этот значок приклеивают по желанию, за его отсутствие не штрафуют. Но без него водитель не сможет пройти техосмотр. И вообще, я рекомендую начинающим водителям приобрести такую наклейку. Как правило, на дорогах к «молодым» относятся с пониманием. Хотя, увы, есть и такие, на которых этот знак действует как красная тряпка на быка.
- Есть мнение, что желательно начинать учиться водить как можно раньше. Якобы реакция у молодых людей лучше, они лучше ориентируются на дороге. Другие считают, что начинающие автолюбители зрелого возраста не лихачат, у них спокойный стиль вождения...
- Я считаю, что все индивидуально. Конечно, молодежь быстрее усваивает какие-то технические моменты, но взрослые водители водят аккуратнее. В прошлом году у нас училась пенсионерка. Машина досталась ей от мужа, и в память о нем она решила получить права. Она на отлично сдала экзамены и очень аккуратно водит. Не попала ни в одно ДТП. Девушки лучше сдают теорию, 90% - с первого раза, в отличие от парней. Первый год все, как правило, ездят осторожно, а потом начинают гонять.
- По каким причинам чаще всего попадают в ДТП начинающие женщины-водители и мужчины?
- Первые в основном из-за невнимательности и рассеянности. Еще девушки в экстремальных ситуациях часто теряются и не могут справиться с управлением. Мужчины же как правило попадают в ДТП, превышая скорость и пытаясь проскочить на желтый.

Жезлом по рукам
Инспектор одной из самарских автошкол дал «Репортеру» несколько советов, как не попасть к наставнику-дилетанту.
- Лично я стараюсь, чтобы мои курсанты сдали экзамен с первого раза и сразу после занятий могли самостоятельно ездить за рулем, - говорит Василий Жигулин*. - А есть инструкторы, которые «откатали» свои часы, и их не волнует, усвоил ли курсант технику вождения.
Чтобы не промахнуться с инструктором, на первом занятии нужно обратить особое внимание на то, насколько понятно он объясняет. У каждого инструктора своя методика. Бывает, наставники подходят к учебному процессу весьма радикально. В одной из автошкол Самары работает инструктор, который за все огрехи бьет курсантов жезлом по рукам. Его ученики, как правило, всегда сдавали с первого раза. Но как-то одна девушка не выдержала и, выхватив жезл у своего учителя, отлупила его. После чего потребовала другого инструктора.

 

Курсант не научится водить, если инструктор постоянно нажимает за него педали.

 


- Инструктор должен быть хорошим психологом, - продолжает наш собеседник, - к каждому искать подход. Кто-то ведь схватывает на лету, другим учеба дается с трудом. Я вот делю всех учеников на гуманитариев и технарей. С последними, как правило, легко, а вот курсантам с гуманитарным складом ума приходится все разжевывать, и часто по нескольку раз.
Искать инструктора Василий советует по знакомству:
- Лучше сразу обратиться к проверенному человеку, чем гадать - смогут вас научить хорошо ездить или вы просто потратите время и деньги в пустую.
Провал при сдаче экзамена курсанту обеспечен, если на вождении инструктор постоянно нажимает за него педали. Во время очередной поездки по полигону отпустите педаль сцепления, советует наш собеседник. Если машина не заглохнет - значит вас подстраховывают.
Проверить, насколько хорошо вы овладели навыками вождения, можно, попросившись в машину к другому инструктору. Если вам удалось с первого раза тронуться с места, значит вы брали уроки у квалифицированного водителя.
В любой автошколе, по словам Василия, есть инструкторы, которые учат на совесть и те, которые готовят претендентов к многочисленным пересдачам (читай: к постоянным тратам).
На полигоне инструкторы часто позволяют ученикам самостоятельно отрабатывать задания. Это порой приводит к аварийным ситуациям. Однажды девушка скатилась на автомобиле с горки, но, к счастью, не пострадала. После того случая инструктор не позволял курсантам ездить в одиночку, и процент его сдавших экзамен учеников резко снизился.
- Можно было просто проанализировать вместе с ученицей ее действия. Разобрать ошибки и показать на конкретном примере другим курсантам, что нужно делать, чтобы избежать подобных случаев впредь. Впрочем, возможно, инструктор сам плохо объяснил ученице задачу.

*Фамилия и имя изменено по просьбе инструктора

Татьяна Материкина


На женском языке
«Репортер» пообщался с директором необычной автошколы, в которой азам вождения учат в основном женщин
Женский автоклуб «Формула вождения» в Тольятти существует три года. Здесь работают инструкторами профессиональные автогонщицы с высшим педагогическим образованием.
- Не секрет, что к курсантам-женщинам должен быть особый подход, - говорит директор автоклуба Татьяна Материкина. - Мужчины по своей природе предрасположены к управлению автомобилем. А чтобы обучить женщину вождению, нужна определенная методика. Нам зачастую приходится исправлять те ошибки, которые допустили при первоначальном обучении инструкторы-мужчины. Например, многие дамы приходят к нам из других школ, так и не научившись нормально парковаться и уметь концентрировать внимание на дороге. В итоге у девушек появляются комплексы, неуверенность в себе. Дескать, какие мы глупые, не можем понять элементарных, по мнению мужчин, вещей.
Инструкторы «Формулы вождения» - не только опытные водители, но и талантливые педагоги. Для них не существует учеников, которых нельзя научить управлять автомобилем. Всего их восемь человек, практически все профессиональные автогонщицы и мастера спорта с высшим педагогическим образованием и водительским стажем более 10 лет. Перед тем, как попасть в автоклуб, девушки проходят серьезный кастинг.
- Недавно из 100 претенденток на место инструктора в нашей автошколе прошли только две, - рассказывает Татьяна. - Девушки не только должны первоклассно водить автомобиль, но и уметь донести информацию до ученика. То есть владеть навыками педагога и психолога.
Урок вождения длится ровно 60 минут. Научно обосновано, что максимум час женщина может сохранять полную концентрацию внимания. А потом ее голову наводняют полчища всевозможных мыслей (что приготовить на ужин, что надеть завтра на работу, почему он до сих пор не позвонил и т.д.) и она начинает «плыть».
Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. Ученица осваивает принципы управления машиной на полигоне до автоматизма и только потом выезжает в город, чтобы концентрироваться только на дорожной ситуации. А за счет того, что обучение ведется на «женском языке», проблем с усвоением материала не существует.
- К нам приходят и курсанты-мужчины, - продолжает Татьяна. - Большинству представителей сильного пола нравится наша методика обучения.
Что касается возраста курсантов, то, по мнению Татьяны Материкиной, он не является показателем того, насколько быстро будет освоен материал и как человек будет ездить за рулем.
- Все зависит от того, насколько женщина энергична, и есть ли у нее желание научиться хорошо водить, а не просто получить права, - считает Татьяна. - Бывает, пенсионерки схватывают информацию налету, а молодые девушки с трудом понимают, что от них требуется. Обучаемы все, вопрос во времени. Кому-то его надо больше, кому-то - меньше. Если женщина готова самостоятельно передвигаться за рулем по городу, задерживать в автоклубе ее никто не будет.

 

Версия для печати