«Дай, миллион!»
Алексей Гриншпун может смело претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса в номинации «Анти-Мидас». Если легендарный герой античности превращал в золото все к чему прикасался, то в руках самарского бизнесмена, напротив, даже самая драгоценная вещь обращается в пыль.
В 1998 году финансово-промышленная компания «Средняя Волга», подконтрольная ему, приобрела свинокомплекс «Поволжский» - на тот момент процветающее предприятие стратегической важности. Но после смены собственника все пошло наперекосяк. Первым делом горе-бизнесмен понабрал кредитов, где только было можно. Под прекрасные планы расширения производства и модернизации комплекса банки выдавали Гриншпуну миллиарды рублей. Вот только пользы для дела это не принесло никакой, зато благосостояние самого бизнесмена росло как на дрожжах.
- Планировалось расширять производство путем строительства еще одного свинарника, - говорит один из бывших сотрудников «СВ-Поволжского». - Закупили дорогое оборудование, но денег неожиданно не хватило. До сих пор это оборудование лежит под снегом незаконсервированное прямо на улице и попросту ржавеет.
Сейчас компания должна банкам свыше 4,5 млрд рублей, и кредиторы уже выстроились в очередь в суды, потому что иного пути вернуть вложенные деньги у них нет.
«Черная» дыра
Алексей Гриншпун, мягко выражаясь, вольно обходился с деньгами не только коммерческих партнеров. Сложно даже приблизительно подсчитать сколько средств он умудрился вытянуть из бюджета.
С самого начала проекта власти Самарской области поддерживали «СВ-Поволжское», прекрасно понимая какое значение имеет предприятие для региона и даже для всей России. Только в 2009 году общая сумма субсидий из федеральной и областной казны составила около 140 млн рублей. Более того, чтобы спасти компанию от банкротства весной прошлого года региональные власти вошли в состав акционеров «СВ-Поволжского» и получили 25% акций предприятия. Это позволило Гриншпуну договориться с банками об отсрочке возврата кредитов и даже привлечь новые ресурсы. Но снова - не в коня корм.
Компания по-прежнему находится на краю гибели, а руководство и не чешется.
- Менеджменту «СВ-Поволжского» не удалось стабилизировать ситуацию, - говорит замминистра имущественных отношений Самарской области Максим Шевченко. - Несмотря на то, что предприятие при содействии областного правительства привлекло 450 млн рублей кредитных средств, плюс были получены в полном объеме субсидии.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Виктор Альтергот говорит, что правительство неоднократно просило Гриншпуна представить план вывода предприятия из сложившейся ситуации, однако никакой антикризисной программы разработано не было.
«Лишь бы не померли»
Кроме финансовой безграмотности удивляет и абсолютная неспособность Алексея Гриншпуна правильно выстроить производственный процесс. Видимо, это от того, что свиноводством он никогда раньше не занимался. И вообще слабо представляет себе, что это за дело.
За последние три года поголовье скота в СВ сократилось в три раза - с 300 до 100 тысяч свиней. Причин тому две: нехватка денег на корм и невыполнение элементарных правил содержания стада.
- Кормят свиней по минимуму - лишь бы не померли. Забивают их очень рано, когда их вес еще не достиг даже 25 кг, - говорит другой бывший сотрудник предприятия.
Сбытом мяса, похоже, всерьез никто не занимается. При крайне благоприятной конъюнктуре рынка компания продолжает погружаться в долговую яму, а тушки поросят валяются под забором.
Естественно, никто не думал и о здоровье хрюшек. Летом 2009 года руководитель федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Самарской области Виктор Трусов обратил внимание журналистов на технологию выращивания свиней в «СВ-Поволжском».
- У агрохолдинга есть свои ветеринары, и мы несколько раз давали туда предписания, чтобы не нарушались технологии выращивания свиней, - заявил Трусов. - Но, видно, прибыль застила глаза. Там был падеж молодняка до 5000 голов, и сразу даже не смогли определить причину. Пришлось ветеринаров приглашать из-за рубежа.
А о средствах на модернизацию устаревшего оборудования руководство, похоже, даже и не думает. Даже само помещение свинокомплекса было построено 30 лет назад и по нормативам уже непригодно для содержания свиней. Согласно отчетности предприятия, в 2009 году планировалось завершить реконструкцию свиноводческого комплекса, комбикормового завода, а также строительство второй очереди мясокомбината. Но планы так и остались на бумаге.
Бизнес по понятиям
Сейчас крупнейший свиноводческий комплекс на грани исчезновения. Технология выращивания свиней выстроена очень четко и малейшее ее нарушение может обрушить весь проект. А о соблюдении норм и правил содержания и корма хрюшек сейчас и речи не идет. В таких условиях даже оставшиеся 90-100 тысяч голов долго не протянут.
Кстати, сейчас производственный процесс под угрозой по самой элементарной причине. «СВ-Поволжскому» банально нечем оплачивать счета энергетиков. Работники комплекса говорят, что в любую минуту предприятие могут отключить от электричества. Восстановить процесс в случае нарушения технологии будет уже почти невозможно.
Поражает, что в этой ситуации вместо того, чтобы действовать совместно с областными властями и спасать компанию, менеджмент СВ мечется и предпринимает совершенно неадекватные шаги.
Чтобы не возвращать деньги кредиторам, по словам источника в компании, Гриншпун готов прибегнуть к абсолютно неприемлемым в цивилизованном бизнесе мерам. Есть информация, что он пытается продать свои долги посредническим структурам, контролируемым этническими группировками, которые по-своему «решат» проблемы с банками и другими кредиторами. Подобное поведение а-ля лихие 90-е только усугубляет положение и ни на грамм не облегчает жизнь терпящей бедствие компании.
Молчание поросят
За последние три года поголовье свиней в некогда крупнейшем в области свиноводческом хозяйстве «СВ-Поволжское» сократилось втрое. Причина тому - неэффективный менеджмент предприятия. Несмотря на всестороннюю поддержку областного правительства, руководство компании погрязло в долгах. И чтобы протянуть хоть какое-то время пускает под нож молодняк - поросят весом в 25 кг. Вместо того чтобы спасать ситуацию, Алексей Гриншпун планирует прибегнуть к полулегальным схемам ухода от долгов.