«Репортер» изучил вдоль и поперек все самарские мосты

По количеству мостов и путепроводов Самара лидирует среди городов губернии. В областной столице их 23, в Сызрани - 11, а в Тольятти - 8

По новому мосту через реку Самару можно будет проехать уже через год
Фото:

Самый длинный из действующих мостов (511 м) находится недалеко от завода «Прогресс»
Самый широкий мост (36 м) - в районе Кировского рынка
В 1971 году в мост через Самарку на ул. Главной врезался сухогруз

В Самарской области свыше тысячи мостов и путепроводов. «Репортер» отправился на прогулку по самарским мостам. Мы нашли самый старый, самый длинный, самый короткий, самый узкий и широкий мосты, а еще выслушали массу любопытнейших историй, связанных с этими грандиозными сооружениями

Царский подарок
Даргинская пословица гласит: какой мост построишь, по такому и перейдешь. В конце XIX века отечественные мостостроители во славу нашего уезда возвели «на века» знаменитый Александровский мост через Волгу (в районе станции Октябрьск под Сызранью), который исправно выдерживает поезда вот уже больше ста лет.
- После того как в 1874 году император Александр II принял устав общества по сооружению железной дороги от станции Батраки (ныне Октябрьск) до Оренбурга через Самару, в истории развития нашего города началась новая веха, - рассказывает заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян. - Но на пути будущего «Транссиба» легла река. За разработку моста через Волгу у поселка Батраки в 1875 году взялся профессор Николай Белелюбский. Он создал проект 13-пролетного моста. Длина каждого пролета составляла около 110 метров.
В 1880 году открытие «императорского» моста стало, без преувеличения, событием мирового масштаба. Во-первых, по своей длине (около 1500 метров) он тогда занимал первое место в Европе и шестое в мире, а во-вторых, являлся единственной связующей нитью между железными дорогами Заволжья и Сибири.
Гений мостостроения Белелюбский разработал новый способ возведения моста, который в Европе позже назовут «русским методом» (он заложил теоретические основы металлического мостостроения, создал передовую школу совершенствования пролетных строений). Металлоконструкции для моста были привезены из Бельгии, Риги и Брянска.
Одна из французских газет того времени сравнивала это событие со строительством Суэцкого канала и открытием Америки. Англичане писали, что в мире найдется немного сооружений, которые смогут сравниться с ним по грандиозности.
- Александровский мост стал первым в губернии постоянным архитектурным сооружением, а не времянкой, ведь в уезде до этого момента существовали сезонные понтонные переправы, - говорит Каркарьян.
По сей день он остается самым протяженным мостом в регионе и самым высоким (около 35 метров от уровня воды до самой высокой точки фермы пролетного строения). Кстати, самый старый пешеходный мост через железную дорогу находится на станции Сызрань и датируется 1896 годом.

Главный мост
Самым старинным мостом, а вернее, путепроводом (мостом можно назвать только сооружение через водную преграду) в областной столице является таковой у поселка Подстепновка. Возведен он в 1930 году на выезде из Самары в районе Новокуйбышевска.
Однако для города гораздо большее значение имеет мост через Самарку 1954 года постройки в районе улиц Водников и Главной (многие горожане именно этот мост считают старейшиной). С ним связано несколько любопытных историй.
В описи дорожных сооружений Самарской губернии 1880 года, содержащихся за счет губернского земского сбора, указывалось, что в самарском уезде существует наплавной мост через реку Самара с мощенными каменными дамбами и раздвижными конструкциями для пропуска судов.
- Этот мост каждый год зимовал на берегу в разобранном виде, - рассказывает декан факультета инженерных систем и природоохранного строительства СГАСУ Михаил Шувалов. - Его, как мячик, несколько раз перекидывали друг другу город и земская управа, нехотя взваливая на себя его содержание. С 1885-го по 1954-й этот понтонный мост эксплуатировался за счет средств городского бюджета, оставаясь единственной переправой через Самарку.
Только с августа по октябрь 1883 года по этому мосту прошли 148 тысяч пешеходов, верховых - почти пять тысяч, верблюдов 255, лошадей больше девяти тысяч, быков и коров - больше восьми тысяч.
- Городская дума предложила даже взимать плату за переправу, например, с экипажа, запряженного лошадью, брать три копейки, за прогон крупного скота - две копейки, - продолжает Михаил Шувалов. - Пеших предполагалось освободить от поборов. Впрочем, платным мост так и не стал, а комиссия по разработке проекта постоянного моста из-за обнищания городской казны не довела дело до конца. В итоге люди дождались нормального моста (длиной 250 м и шириной 13,5 м) только в 1954 году. А между тем, его постройка намечалась еще в 1949 году в генплане строительства Куйбышева.
В мае 1971 года здесь случилось небывалое ЧП: в мостовой пролет врезался сухогруз «Волго-Дон-12». В результате столкновения пролет рухнул. Огромная железобетонная конструкция сдвинулась на несколько метров вбок, потеряла точку опоры, а затем упала с десятиметровой высоты. В этот момент по мосту шел троллейбус 6-го маршрута, набитый людьми. Когда дорожное покрытие вместе с железобетонной мостовой плитой стало проваливаться вниз, троллейбус как раз подъезжал к середине пролета. Пассажирам повезло, что водитель, мгновенно среагировав, остановил машину всего в пяти метрах от края обрыва. Единственными пострадавшими в этой аварии были капитан судна и сам мост.
На целый год Заволжье оказалось фактически отрезанным от областного центра. Пока специалисты куйбышевского Мостоотряда №21 реанимировали мост, местные изобретатели соорудили «баржевый» переход, подтопив суда в Самарке для удобства проезда.
После этого происшествия в местные правила судоходства в этом районе Волжского бассейна была внесена поправка: при уровне воды в Волге 29,3 метра или выше (с апреля по июнь) всем высокогабаритным судам запрещено движение в створе старого автомоста через реку Самару.
«Мост на Главной» ни разу толком не ремонтировался. Эксперты отправляют его на пенсию, утверждая, что служить ему осталось лет пять, не больше. На мосту ограничили скорость движения транспорта до 40 км/час, минимальную дистанцию - до 40 м, массу - до 15 тонн. Сегодня разрабатывается проект его реконструкции. Возможно, в ближайшие два года мост поменяет старые железобетонные плиты на металлические, но сохранит внешний облик.

Самые-самые
По количеству мостов и путепроводов Самара лидирует среди городов губернии: здесь их 23. В Сызрани - 11, в Тольятти - 8. В областной столице действуют три автомобильных моста, один железнодорожный мост через реку Самара. Остальные мостовые объекты представлены, в основном, эстакадами и путепроводами, большинство из которых расположены в районе железнодорожной ветки Самара — Тольятти.
Самым протяженным мостовым сооружением в Самаре считается путепровод 139 км (в районе завода «Прогресс») - 511 м, самым коротким - Орловский мост в Зубчаниновке (22 м), он же считается самым узким - 10 м. Самый же широкий - путепровод в районе Кировского рынка (38 м).
Один из самых значимых для города мостов - Южный. Этот железобетонный мост через Самарку и путепровод через железную дорогу на ул. Аврора возвели в 1974 году строители Мостоотряда №21. В 1970-80-е годы силами этого предприятия (которое, кстати, до сих пор существует в городе), в регионе возводили до 15 мостовых объектов в год. Южный мост не только разгрузил своего коллегу на Главной улице, но и дал Самаре новые транспортные развязки и маршруты из Безымянки в Куйбышевский район и Новокуйбышевск.
В другом конце города, в Красноглинском районе, почти у подножия Царева кургана находится действующий автомобильный мост через реку Сок. Старый же Сокский мост длиной 230 метров молодожены давно приспособили для развешивания «замков счастья». Так выбывший из строя мост, заброшенный и ржавый, снискал славу «моста любви».

Уникальный проект
Если мостовики сдержат свои обещания, через год откроется четвертый в городе мост через Самарку в районе проспекта Кирова (еще один мост через через Самарку расположен у села Алексеевка в Кинельском районе).
Сегодня Кировский мостовой переход, который начали строить в 2007 году, готов на 70%. Уже в следующем месяце строители надеются отметить «встречу двух берегов». Конструкции мостового перехода должны, наконец, соединиться. Он свяжет Самару и Черноречье, добраться до поселка можно будет за 10 минут (сейчас эта дорога занимает не меньше часа) и обеспечит пропуск транзитного автотранспорта с федеральной трассы М5 «Урал» через Самару на федеральную трассу «Самара-Чимкент».
В целом, протяженность мостового сооружения будет составлять без малого 11 километров, при этом сам мост через Самарку займет около 600 метров. Если учесть, что стоимость моста оценивается в 10 млрд рублей, то каждый его километр обошелся области примерно в миллиард.
Как рассказал гендиректор ЗАО «Волгоспецстрой» Алексей Чигенев, помимо моста через Самарку, в мостовой переход войдут мост через реку Черная, четыре транспортные развязки, три автомобильных путепровода, один железнодорожный мост.
- Уникальность этого моста в том, что он является единственным вантовым мостом в Приволжском федеральном округе и четвертым в России (вантовые мосты есть в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке на острове Русский - Прим. «Репортера»), - говорит Алексей Чигенев.
Максимальная высота его конструкций 95 метров. На этом мосту шириной в 60 метров уместятся шесть полос движения. Его конструкции, выполненные по уникальной технологии вантовых систем, по расчетам мостостроителей, способны выдержать до 60 тысяч единиц автотранспорта в сутки. Сейчас наши мосты выдерживают вдвое меньше.

Версия для печати