Ветерану долгожителю исполнился 101 год

Читали 571

18 апреля 2022 ветерану войск правительственной связи Рачкову Александру Ивановичу исполнился 101-год.

- Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

Родился я в простой крестьянской семье. Моя мать умерла, когда мне было 9 лет. Большое влияние на меня оказал мой дед. Он много рассказывал о своей военной службе в Севастополе. Я рос большим озорником и драчуном, но никогда не задирал слабых. Все мои противники были либо равны мне, либо сильней, и я часто выходил победителем в драках. Всегда любил заниматься спортом. Участвовал в соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. В 1947 г. я женился на своей односельчанке Аннушке. Вместе мы прошли долгий жизненный путь – 60 лет. К сожалению, её больше со мной нет.

- Когда Третий Рейх напал на СССР вам тогда было 20 лет. Расскажите пожалуйста как война изменила вашу жизнь?

Начало войны я встретил в Москве. В то время я учился в школе сержантского состава на радиста. Нас подняли по тревоге и отправили в свои части. Я продолжил службу в высшей пограншколе радистомшифровальщиком. Враг очень быстро подошел к Москве, наша часть находилась на оборонительных рубежах.

- Как вы попали на службу в войска НКВД СССР?

Я был призван в 1940 г. для прохождения срочной службы в Москву в дивизию особого назначения НКВД им. Ф.Э.Дзержинского. Показал себя как исполнительный воин и хороший спортсмен.

- Расскажите о вашей службе во время войны, какие моменты особенно запомнились?

Во время войны было много трудностей. Я всегда боялся не справиться с заданием командования, понимал какая ответственность лежит на мне как на командире. Правительственная связь в то время только начинала формироваться. Приходилось учиться всем тонкостям в боевых условиях. Однажды при выполнении задания мы зашли отдохнуть и погреться в маленький хуторок. Через четверть часа ко мне подходит солдат и говорит: «Товарищ лейтенант, вас к телефону». Я взял трубку: «Лейтенант Рачков, слушаю вас». «Немедленно уходите», услышал я, и всё. Я насторожился: ведь если бы это были свои, то обязательно сказали бы пароль. Солдаты были очень уставшие, и я принял решение дать 2 часа на отдых. Глубокой ночью мы покинули хутор и двинулись в расположение своей части, но не по основной дороге, а по малоприметной тропинке. Через некоторое время послышались выстрелы. Я отдал приказ о соблюдении тишины. Выстрелы быстро стихли. Через несколько дней мы встретили хозяйку этого хуторка, и она рассказала нам, что после нашего ухода пришли немцы и искали нас. Секретное оборудование не попало к ним в руки. Часто вспоминается еще случай: выполняли задание командования я, мой помощник и рядовой. Вдруг начался налет фашистских бомбардировщиков. Мы упали на землю. Вокруг взрывы, свист осколков. Я слышу – мой помощник меня зовет: «Командир, я ранен». Поднимаю голову и вижу: из его ноги бьет кровь фонтаном. Осколок перебил ему бедренную артерию. Я, не медля ни секунды, снял свой ремень и перетянул ему ногу, окликнул лежащего неподалеку рядового, и мы вместе смогли вынести раненого из-под бомбежки. Впоследствии за это я был награжден медалью «За отвагу». Раненый выжил.

- Вы прошли всю войну, прослужили в общей сложности 30 лет в войсках связи. Такой насыщенный жизненный путь достоин уважения. Скажите, за столь длительное время вашей службы случалось ли вам лично общаться с кем-либо из известных фигур того времени?

Во время войны и после я несколько раз встречался с К.К.Рокоссовским. Это был настоящий русский офицер: красивый, подтянутый, с безупречной военной выправкой. После войны мне довелось встретиться с В.Н. Меркуловым (в 1941, 1943-46 гг. – нарком государственной безопасности*). Он произвел на меня особое впечатление. Это был интеллигентный, обаятельный человек.

 

Новости

Назад. 26 апреля 2022 Вперед.
Ветерану долгожителю исполнился 101 год