Электронное сообщество
Прошедший год показал, что теоретики, еще несколько лет назад говорившие, что интернет — это не просто новые технологии, а новое мировоззрение, правы. В этом году социальные сети освоили даже такие солидные организации, как Художественный музей и музей им. Алабина, блог завела Министр культуры области Ольга Рыбакова, но это не самое важное. Интернет перестал быть просто средством распространения информации — в этом году произошло довольно много событий, которые без Сети просто были бы невозможны. С необыкновенным для Самары масштабом прошла "Ночь музеев" - благодаря активности блоггеров и пользователей соц сетей. Случился "Метафест", организованный усилиями множества добровольцев, набранных через интернет. Удержалось на плаву sit.com.cafe, которое вообще не пользуется традиционными рекламными носителями. Знаменитое издание 1990-х "Цирк "Олимп" возродилось в виде сайта — и принципиально не хочет обзаводиться бумажной версией. Группа "Контора Кука" выкладывает свой новый альбом в Сеть — можно скачать даром, а можно заплатить, сколько позволяет совесть.
Впрочем, еще важнее другое. Сами правила "продвижения культурного продукта через Интернет" предопределяют то, что аудитория "учреждений культуры" постепенно меняется. Деление на "школьников", "студентов" и т.д. перестает быть актуальным и на первый план выходит слово "Сообщество". Сообщество — это не просто "потребители продукта", это люди, которые сами формируют интересные им события. Уходящий год сделал это заметным. Сообщество генерирует новые инициативы, контролирует выполнение государственных программ, поддерживает на плаву понравившиеся ему организации и даже участвует в работе мэрии...
Архнаследие
Тема сохранения архитектурного наследия в Самаре никогда не перестанет быть актуальной. В этом году блогеры писали в твиттере мэру Дмитрию Азарову о рушащихся балконах особняков и проектах многоэтажного строительства в центре. Область продолжала реставрировать особняк Курлиной. Вячеслав Гвоздков на юбилее Театра драмы напомнил, что ждет обещанной реконструкции.
Во второй половине года приняты сразу две программы по сохранению историко-культурного наследия — в городе и области. И хотя рассчитанной на 8 лет (2012-2020) городской программе предъявляют странное распределение бюджета (из почти двух миллиардов рублей, заложенных на программу, только 20 млн приходятся на 2012-2015), стоит отметить, что подобная программа в Самаре принята впервые. Следом за городской подоспела и областная программа – правда, вместо обещанных ранее 24 млрд рублей на 8 лет заложено в ней чуть более 3,5 млрд. Но, как еще не раз придется повторить, вспоминая культурную жизнь этого года – хоть что-то, и то хорошо.
Особое внимание было приковано в этом году к особняку Курлиной. Осенью подрядчик умудрился менять на здании кровлю в самый разгар дождливого сезона, потом потрескались карнизы. Однако к концу года областные власти пообещали открыть жемчужину самарского модерна осенью 2012-го и даже обнародовали свежие фотографии плафона с нимфой. Будем надеяться, что на этом злоключения особняка закончатся.
"Культурный альянс"
В объединение городов, стремящихся развивать себя с помощью культуры, Самара, наконец, вступила — после почти годичной арт-подготовки. Перспективы, обещанные местному арт-сообществу идеологом Альянса Маратом Гельманом, необозримы, но чем великие замыслы обернутся на практике, пока не очень понятно. Две выставки, которые Альянс успел организовать в этом году прошли на приличном уровне, но без эстетических потрясений.
Кадры решают
Первая половина года была связана с громкими кадровыми перестановками в Филармонии и Театре оперы и балета. Сначала в интернете появилось письмо в защиту худрука театра оперы и балета Михаила Губского. Поползли слухи, что Губского снимают. В числе вероятных кандидатов на его место назывался Дмитрий Сибирцев, руководитель проекта "Тенора XXI века", давно живущий в Москве сын артиста труппы ТОиБ. Он и сам не отрицал, что предложение поступило. Потом объявили, что Дмитрий Коган, скрипач с мировым именем, стал новым худруком филармонии. Следом разрешилась интрига с Оперным: руководить театром назначили Наталью Глухову, экс-директора филармонии. Осенью театр представил нового худрука и главного дирижера, тоже фигуру с именем – Александра Анисимова. А Михаил Губский теперь поет в Москве.
“Жизнь и судьба”
Весной внимание города было приковано к съемкам кино – Сергей Урсуляк приехал в Самару снимать эпизоды эпопеи "Жизнь и судьба" по роману Гроссмана. Интереснее всего было в марте, когда снимали массовые сцены на улицах Фрунзе и Самарской и около Филармонии. Несколько сотен самарцев сыграли простых горожан времен Великой отечественной, по улицам ездили раритетные автомобили, в центре скалывали лед, чтобы хоть как-то преобразить еще совсем зимнюю Самару в позднеосеннюю. На съемки приезжали Сергей Маковецкий, Лика Нифонтова, Полина Агуреева и другие известные актеры. Выход экранизации обещает стать телесобытием 2012 года.
Музыка
В местной поп и рок-музыке все происходило будто по плану. Cheese People прокатились чуть ли не по всем главным фестивалям страны, Bajinda Begind The Enemy Lines благополучно переродились. Выпустили свежие записи Федул Жадный, Дина Джо, "Контора Кука", даже один из братьев Грим повторно дебютировал в Москве с проектом Lirikka (что, кстати, почти никак в наших краях не афишировалось). Новых имен — десятки. И все-таки, если говорить о тенденциях, то, кажется, никогда прежде слово "местный" не значило так мало. Музыканты сейчас могут с помощью Интернета репетировать, находясь в разных частях света, запись послать на сведение какому-нибудь именитому продюсеру в Лондон, издаться на итальянском инди-лейбле, а потом не вставая с места договориться о концерте в Москве. В Самаре и Тольятти все меньше групп, измеряющих успех частотой выступлений в родном городе.
Важнейшее фестивальное событие года — это, конечно, "Метафест". В "Роке над Волгой", "ГЭС" и Грушинском/Платформе особых сюрпризов не было. Состоялись еще несколько фестивалей, которые пытались предложить оригинальную идею. Но с "Метафестом" случилось эдакое рукотворное чудо. Делали его волонтеры — строили сцену, готовили еду, убирали мусор. На какую-либо идею времени не оставалось, так что просто пригласили интересных музыкантов из тех, что в зоне доступа. Оказалось, именно такого события и такого демократичного подхода не хватало нескольким тысячам меломанов из Самарской области. В 2012 от "Метафеста" ждут уже новых свершений — а именно того, что он станет реальной альтернативой "Пустым Холмам" (они в свою очередь не состоятся).
Литературный ренессанс
После долгого затишья литературная жизнь города порадовала множеством ярких событий. В январе в Областной библиотеке прошел Зимний литературный фестиваль, а летом она же провела образовательный лагерь "Молодые молодым" на котором литераторы и философы, опять же, задавали тон. В галерее "Виктория" прошел книжный фестиваль "Самарская чита". Продолжил активничать возрожденный в прошлом году журнал "Белый человек". Вернулся из 12-летнего небытия "Цирк "Олимп". Вышло несколько серьезных альманахов. На радио "Ток FM" начала выходить литературная передача Константина Латыфича "Восприятие". Побывали в Самаре поэты Дмитрий Быков, Вера Полозкова, Андрей Родионов, Андрей Тавров, Всеволод Емелин. Количество же организованных местными силами литературных вечеров, кажется, не поддается подсчету. И похоже, что все это — только начало.
Гастроли
Самарское актуальное искусство много ездило. Впервые прошла большая выставка самарских современных художников в Санкт-Петербурге, в музее Современного искусства "Эрарта". В июне почти три десятка художников и музыкантов из Самары и Тольятти участвовали в фестивале "Белые ночи в Перми", а потом некоторые из них - в Московской биеннале современного искусства. Роман и Неля Коржовы организовали в Ульяновске целый фестиваль современного искусства "Улица как музей — музей как улица". Владимир Логутов участвовал в очень престижной выставке российского искусства в Турине, а Алиса Николаева и Михаил Лёзин выставлялись в Нью-Йорке.
Что до театра, то в этом году в Самаре была с гастролями Табакерка, но главные события в этой части театральной жизни связаны все-таки с "Золотой Маской". Весной "СамАрт" в третий раз в своей истории принял участие в национальном театральном конкурсе, на этот раз со спектаклем Анатолия Праудина "Фальшивый купон". В ноябре "Золотая Маска" наконец-то приехала в Самару, в программе был шедевр Льва Эренбурга по пьесе Островского "Гроза" из Магнитогорского театра драмы .
160-летие
В течение всего года в Самарской области отмечали 160-летие губернии. Необычным, например, был проект Самарского областного художественного музея — выставка "160 самарцев": живопись, графика, скульптура, фотография, микс-арт. "СамАрт" представил театральный фестиваль "160 персонажей". А музей им. П.В. Алабина сделал историко-краеведческую выставку "160 образов губернии". В музее была создана объемная инсталляцию, рассказывающая с помощью ярких образов об истории края.
Потери
В уходящем году потерял своего руководителя и создателя театр "Город" - Виктор Тимофеев организовал театр в 1985-м и продолжал совмещать работу в театре с преподаванием в Академии культуры.
Немного не дожил до Нового года Вадим Леванов, родоначальник тольяттинской "новой драмы", драматург, прозаик, сценарист. Вадим тяжело заболел весной и деньги ему собирали всей театральной Россией – Вадима знали все. Увы, врачи ничего не смогли сделать.