Завершилась «Премьера одной репетиции»

На необычном фестивале, проходившем с 1 по 4 мая, зрители имели редкую возможность прикоснуться к процессу создания спектаклей молодыми актерами Самары и Тольятти на самом первом этапе. И даже оказать влияние на их дальнейшую судьбу. По условиям фестиваля актеры показывают пьесы, самостоятельно выбранные ими для постановки.

Фото:

 Игра в правду

Репетиция есть репетиция. Нет пока костюмов и декораций, еще не до конца отточены актерские линии, но уже видна режиссерская концепция, а значит, есть повод для общения со зрителем. В конце каждого творческого дня проходило открытое обсуждение показанных спектаклей. Каждый зритель имел возможность проголосовать за полюбившуюся работу. Спектакль, получивший большинство голосов, по условиям фестиваля получает право войти в репертуар Тольяттинского театра юного зрителя «Дилижанс».
Такой постановкой на этот раз стал режиссерский опыт актера театра «Дилижанс» Леонида Дмитриева. Это спектакль по повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». В спектакле, прошедшем во второй фестивальный день, молодой режиссер поразмышлял о том, насколько хороша и оправданна «игра в правду», если в ней проявляется подростковый максимализм. По сюжету, выпускники школы решили говорить перед расставанием друг с другом все начистоту. Но выясняется, что у каждого из них своя правда и нет желания понять другого. Оказалось, что школа дала ребятам знания, но не научила любви и доброте. Хотя повесть написана в советское время, спектакль по ней получился на редкость современным. И в этом нет ничего удивительного: ведь нынешних семнадцатилетних отношения со сверстниками и учителями волнуют не меньше, чем их ровесников полвека назад.
Во время обсуждения некоторые зрители заметили, что затронутые темы волнуют не только молодежь, но и среднее поколение. Ведь любой человек, как и герои спектакля, встает перед каким-либо нравственным выбором чуть ли не каждый день.
«Клинический театр» и одиночество
А открылся фестиваль 1 мая показом спектакля «Мнимый больной» по Мольеру. Постановщик, Ирина Храмкова из ТЮЗа «Дилижанс», определила жанр спектакля как «провокация и хулиганство в «клиническом театре». Зрителю было предложено несколько психологических загадок, которые и обсудили после спектакля. 3 мая фестиваль показал проект Антона Ладецкого из самарского Центра Молодежной культуры и творчества «Эксперимент». Антон Ладецкий поставил «Песни XX века» Людмилы Петрушевской, рассказав об одиночестве современного человека.
Вечером того же дня, 3 мая, зрители посмотрели экспериментальную постановку «Мужчина. Женщина. Пистолет» в версии тольяттинского молодежного театра «Вариант».
Любопытную трактовку романа японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках» предложила актриса «Дилижанса» Анна Митрофанова, чей спектакль 4 мая завершал фестивальную программу. Строгий, аскетический стиль ее постановки вызывал ассоциации с хокку великих японских поэтов.
По мысли авторов, современный человек настолько привязан к приятным благам цивилизации, что их отсутствие становится для него катастрофой…Сможет ли этот мир заменить жизнь рядом с другим человеком? Насколько весомы интеллектуальные и социальные различия в мире, где властвует природа? Этими вопросами задаются Анна Митрофанова и актеры, принявшие участие в спектакле.
Новинкой юбилейного фестиваля стало внеконкурсное участие в нем спектаклей московской Лаборатории Владимира Берзина при театре «Школа Драматического Искусства» (родоначальником этого театра является один из ведущих российских режиссеров Анатолий Васильев). В Тольятти Лаборатория Владимира Берзина представила показ спектакля «Аглая» по прозе Федора Достоевского и постановку малоизвестной пьесы Александра Островского «Богатые невесты». Переосмысливая классика, авторы нашли в этой пьесе неожиданные соответствия с кинематографическими ходами культовых режиссеров Хичкока и Тарантино.
В завершение театрального праздника, в воскресенье, последний раз в нынешнем сезоне был показан спектакль Екатерины Зубаревой «Превращение» по Кафке, ставший победителем прошлогоднего фестиваля «Премьера одной репетиции» и одержавший победу в трех номинациях профессионального конкурса «Самарская театральная муза».
Зрительское голосование определило не только лучший спектакль, но и лучших актеров фестиваля. Ими стали Константин Федосеев и Марина Ванюкова из театра «Дилижанс».
Версия для печати