Управляющие компании могут выпасть из цепочки оплаты за «коммуналку»

Николай Скобеев считает, что при нынешней законодательной базе переход на прямые отношения нельзя считать лучшим вариантом решения «долговой» проблемы

Самарцы могут заключать договоры об оплате коммунальных услуг напрямую с их поставщиками
Фото:

 В результате частичного перехода жителей и поставщиков коммунальных ресурсов в Самаре на прямые договоры об оплате собираемость платежей повысилась. Тем не менее, повсеместный переход на такую систему эксперты считают преждевременным.

Вопрос о возможности перехода на прямые договорные отношения в расчетах за услуги ЖКХ между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями (РСО) звучит в Самаре не первый год. Разобраться в теме попытались и депутаты городской думы вместе с экспертами. На заседании рабочей группы при комитете по ЖКХ они обсудили поступившее от первого вице-мэра Самары Александра Карпушкина заключение на эту тему.
Чиновник отметил, что закон допускает возможность перехода на непосредственное управление жилыми домами, а вместе с тем и заключения прямых договоров с «ресурсниками». Более того, сегодня в 431 многоквартирном доме (МКД) Самары такая система применяется. К числу положительных моментов прямых договоров он отнес определенные гарантии для граждан, заключающиеся в том, что их деньги дойдут до получателя и будут использованы по назначению. С другой стороны, у РСО появляются обязанность и заодно затраты по начислению, сбору и обработке платежей. Карпушкин делает вывод, что переход на прямые договоры целесообразен при законодательном регулировании ряда вопросов.
Рабочая группа рассматривала ситуацию в первую очередь с точки зрения повышения собираемости платежей. На 1 сентября задолженность населения за услуги ЖКХ достигла более 3,5 млрд рублей. Генеральный директор ОАО «Самарские коммунальные системы» Иван Ефанов считает, что прямые договоры привели к росту собираемости платежей - ее  уровень достиг 86%, в то время как через ЕИРЦ собирается около 78% платежей. «Как руководитель РСО я считаю, что прямые договоры — выход, но как житель я бы не хотел тратить время на урегулирование отношений с каждым ресурсником», - заключил он. 
Председатель комиссии по строительству, МСУ и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских соглашается, что переход на прямые договоры с РСО — один из путей решения проблемы неплатежей. Но предостерегает от «подводных камней». «При таком способе расчета управляющая компания переходит в статус обслуживающей, и потому на нее перестает распространяться обязанность о раскрытии информации. Второй «нюанс» в том, что обслуживающая компания не заинтересована сокращать общедомовые расходы», - заявил эксперт. Помимо этого Часовских напомнил: если УК не может начислять жителям плату за общедомовые нужды сверх норматива, то обслуживающая организация имеет право распределить расходы на всех жильцов согласно данным приборов учета — и механизмы субсидирования при таком варианте еще не урегулированы.
Еще один довод против перехода на прямые договоры заключается в том, что РСО не готовы создавать собственные расчетные центры. «Это дополнительные затраты, которые РСО могут компенсировать за счет повышения тарифов. Так что переход на непосредственное управление - палка о двух концах», - сказал Часовских.
Председатель думского комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Николай Скобеев резюмировал, что пока оптимальным может стать некий комбинированный вариант, при котором «часть функций по управлению платежами сохранена за УК, а РСО имеют возможность напрямую работать с должниками».

Версия для печати