«Никуда от тебя не поеду»
Встать на очередь и получить отдельное жилье Николай Васильевич пытался еще с 1990-х годов. Но тогда действовала норма по площади - 8 «квадратов» на человека. Митичкин, проживавший с женой и дочерью в 40-метровой «хрущевской» «двушке», считался чуть ли не буржуем. Ответы от администрации «пели в унисон»: «Вы не являетесь нуждающимся в жилье...» В 2004 году бывший фронтовик похоронил жену. Заботясь о дочери, оформил на ее имя дарственную на имеющуюся недвижимость. А вскоре, в возрасте 80 лет, в Жигулевском санатории встретил свою Валечку. Ей было 65. Молодая, заводная, общительная. Она его очаровала. Раз приехал к ней в гости в Тольятти, второй - да и остался.
Просто сказал: «Валечка, никуда не поеду от тебя. Лягу на полу возле твоей кровати».
«Ничего мне не сказал о своих чувствах или о планах: поженимся ли, нет - улыбается Валентина. - Просто «лягу на полу», и все».
В эти слова она и поверила. Жили в тесноте: в однокомнатной квартире Валентина с Николаем, дочь Валентины, Наташа, с мужем и их маленькие дети. И овчарка в придачу.
«У меня даже мысли не было, что снова образую семью, - говорит Валентина. - Просто потанцевать Колю пригласила в санатории. А живем вместе уже восемь лет».
Недавно зять Валентины взял ипотеку, и вся большая семья переехала в трехкомнатную квартиру. Но старики чувствуют себя там не в своей тарелке.
«Внуки подрастают, им нужна отдельная комната, а мы ее занимаем, - сокрушается Николай Васильевич. - Счастье, что Валечкины дети меня пустили в свой дом, но это я должен был жену в свою квартиру привести. Наташа с мужем спят с сыном, второй мальчишка - в этой же комнате на диванчике. Вчетвером они ютятся в одной комнатенке. Может, уж смешно выглядит, что старики в 80 лет сходятся...»
«Какой ты старик, если я бегом за тобой не успеваю, - перебивает гражданского мужа Валентина. - Я-то на 15 лет моложе, а не замечаю такую разницу в возрасте, разве что слышу получше, чем Коля».
Они сидят за накрытым столом - вместе готовили угощения к приезду корреспондентов «ВК-Тольятти». Говорят, друг друга перебивая. Она дает поручения, он с энтузиазмом режет хлеб, достает тарелки, а между делом говорит-говорит-говорит о войне.
«Ой, какой он болтун, девочки! - смеется Валентина. - А как «стопочку» выпьет - вообще рот не закрывается».
Эти рассказы она, наверное, слышала не раз, но и сейчас слушает их, затаив дыхание. Потом, вздыхая, говорит:
«Мы весь день в делах, а вечером внуки приходят. Только ляжешь отдохнуть, как мальчишки чуть ли не по головам у нас прыгают. Радостно, но иногда хочется побыть в покое».
Им, конечно, нужна своя квартира.
«Официально я бомж»
«Квартира, где я жил, теперь принадлежит дочери, - вздыхает Николай Васильевич. - Так что официально я бомж».
Митичкин показывает нам стопку писем в разные ведомства: обращения, заявления, жалобы. Инстанция за инстанцией, суд за судом отказывали ветерану в праве просто встать на учет. Дескать, все у вас в порядке с жильем. Крыша есть над головой - радуйтесь.
В «буквах закона» ветеран не силен. Одно понял: его обвинили в том, что он намеренно подарил дочери квартиру, чтобы завладеть еще одной. В официальном ответе от мэра Жигулевска черным по белому написано: «Митичкин Н.В. являлся собственником 1/2 доли двухкомнатной квартиры... Данное жилое помещение было отчуждено 3 февраля 2006 года, и не истек предусмотренный законом пятилетний срок».
Только забывает мэр, что Указ вышел в 2008 году, а квартиру отец подарил дочери в 2006-м.
Митичкин уже и руки опустил, но в 2010 году вышел Указ президента РФ №30, который внес изменения в Указ №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны». Новая редакция отменила прежний критерий: выделить жилье тем, кто встал на очередь до 1 марта 2005 года. Митичкин снова попытался попасть в список нуждающихся. Не тут-то было.
«Я пошел в городской суд Жигулевска, - рассказывает ветеран. - Судья рассмотрел мое исковое заявление, признал действия администрации незаконными и обязал принять меня на учет. Но мэрия подала апелляционную жалобу в Самарский областной суд. Там отменили решение Жигулевского суда».
Но 87-летний фронтовик не собирался сдаваться. В феврале 2013 года собрал все документы и поехал в Самару «искать правды у губернатора».
Тридцатый в очереди
В приемной для граждан выслушали его историю, попросили написать обращение и обещали помочь. Вскоре Митичкин получил письмо из министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
«Мы тут же позвонили в мэрию Жигулевска, - продолжает ветеран. - Узнали, что меня все же поставили на учет. Надо было обратиться в правительство области, чтобы мэрия Жигулевска наконец-то исполнила закон! Обидно, что несколько лет я потратил на доказательство своего права. Еще обиднее, что я в очереди только 30-й. Администрации Жигулевска украла у меня несколько лет. Президент Владимир Путин призывал чиновников выполнить Указ №714 без каких-либо условий и тем самым выполнить долг государства перед ветеранами войны. В том числе и передо мной».
Николай ушел на фронт
5 января 1943 года - ему тогда и 18 не исполнилось. Целый год провел в «учебке», с нетерпением ждал, когда же отправят на фронт. Думал, погонит фашистов на запад. А отправили его на Восток - в Японию, а следом в Китай...
«ВК-Тольятти» уже не раз писала о том, что, по мнению Николая Меркушкина, темпы обеспечения ветеранов жильем в Самарской области не выдерживают никакой критики. В регионе фронтовики, вдовы ветеранов и труженники тыла получили квартир в 10 раз меньше, чем, к примеру, в Татарстане.
Губернатор потребовал от власти выявить всех «потерявшихся» ветеранов. В итоге в список попало еще свыше тысячи человек. Николай Меркушкин также подписал заявку на обеспечение жильем за счет федеральных средств 1800 ветеранов. В общей сложности в этом году могут справить новоселье три тысячи человек. Также находят ветеранов, которые не имеют оснований для получения жилья по программе, но у них есть возможность быть включенным в очередь в судебном порядке. Сотрудники соцслужбы и прокуратуры должны помогать этим людям собирать документы и отстаивают их права в суде.
Куда ветеранам обращаться по вопросам получения жилья
Отдел контроля и использования жилищного фонда мэрии Тольятти:
ул. Белорусская, 33; тел. 28-11-06.
Автозаводский район: бульвар Орджоникидзе, 16; каб. 1, 3, 5-7, 21-22;
тел. 33-12-19, 33-32-11.
Центральный район: бульвар Ленина, 15; каб. 58-60, 59а; тел. 26-42-70,
26-45-60.
Комсомольский район: ул. Л. Шевцовой, 6; каб. 4-6; тел. 24-52-82, 24-35-58.
График приема: вторник, среда с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Жигулевска:
ул. Пушкина, 17; тел. 2-38-41.
Фронтовик из Жигулевска нашел свою любовь в Тольятти
Николай Митичкин последние несколько лет снова воюет. Только теперь с чиновниками и бюрократами. За квартиру. Ветеран подарил свою жилплощадь дочери, а сам остался без крыши над головой. Когда в администрации Жигулевска его «отфутболили», заявив, что он не нуждается в квадратных метрах, Митичкин пошел «искать правду у губернатора». И процесс сразу сдвинулся с мертвой точки.