Виктор Часовских: «Нам жизненно необходима система общественного контроля в сфере ЖКХ»

«Коммунальщик всея губернии». Так в народе давно называют председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ, руководителя Ресурсного центра поддержки развития местного самоуправления Виктора Часовских. Письма с жалобами и криками о помощи он получает со всех городов и весей Самарского края и знает не понаслышке обо всех наших жилищных бедах. «Репортер» узнал из первых уст, придет ли когда-нибудь коммунальному беспределу конец, кто в нем виноват, и что делать дальше.

Фото:

Виновники должны быть наказаны
- Виктор Иванович, в последнее время часто приходится слышать о возбуждении уголовных дел в отношении коммунальщиков области. Глава региона Николай Меркушкин призвал силовиков активно включиться в процесс наведения порядка в сфере ЖКХ. Не уж-то все так плохо, что без полицейской дубинки уже нельзя решить насущные проблемы «коммуналки»?
- Мне кажется, эта необходимость назрела давно и продиктована удручающей ситуацией, сложившейся в сфере региональной «коммуналки». Ведь 80% населения губернии недовольны качеством услуг ЖКХ. Если раньше силовые структуры занимали выжидательную позицию, то теперь они будут вынуждены заняться решением проблемных вопросов отрасли, иначе неизбежен коммунальный коллапс. Жители области и предприятия задолжали за жилищно-коммунальные услуги и топливно-энергетические ресурсы свыше 10 млрд рублей. Сумма беспрецедентная. Если считать, что долг сам собой рассосется, то не исключено, что остановится весь жилищно-коммунальный комплекс региона. Ресурсоснабжающие организации прекратят работу, управляющие компании обанкротятся и не смогут заниматься обслуживанием домов. Поэтому надо принимать экстренные меры. Силовики должны реагировать на обращения граждан и жилищных организаций по вопросам ЖКХ, если проблемы в их компетенции. При выявлении состава преступления они должны возбуждать уголовные дела и доводить их до суда. И виновники должны быть наказаны. Любому деянию в сфере ЖКХ должна быть дана правовая оценка. Этому, мне кажется, во многом помог бы общественный совет при губернаторе по вопросам ЖКХ. Нам жизненно необходима система общественного контроля в этой сфере. К слову, ТОСы и советы многоквартирных домов готовы к сотрудничеству с органами местного самоуправления.
- Перспектива коммунального коллапса, думаю, никого не радует. Но как погасить такой огромный долг?
- На недавнем совещании в мэрии глава города Дмитрий Азаров рекомендовал департаменту ЖКХ следить за тем, чтобы управляющие компании и ресурсоснабжающие организации заключали договоры на поставку коммунальных ресурсов только с учетом действующих нормативов потребления и индивидуальных приборов учета, как к тому обязывает постановление правительства РФ №124. Это действительно позволило бы существенно снизить задолженность УК перед ресурсоснабжающими организациями. Последним предлагается заключать договоры напрямую с жителями города, как это делают электро- и газоснабжающие предприятия.

Штрафные «прорехи»
- Почему управляющие компании часто не справляются со своими обязанностями и вынуждены в буквальном смысле слова отбиваться от жильцов и контролирующих органов?
- Управляющие компании сейчас ругают все, кому не лень, но ведь мало кто задумывается, что существующие законодательные акты не дают им нормально работать. Например, в их платежных обязательствах возникает «кассовый» разрыв, который образуется из-за того, что люди должны платить за услуги ЖКХ до 10-го числа каждого месяца. А УК, по закону о теплоснабжении, обязаны расплачиваться с поставщиком услуг до 1-го числа. При этом ресурсоснабжающие организации часто требуют предоплату, потому что им тоже нужно платить за газ, электроэнергию и так далее. Управляющая компания вынуждена покрывать «прорехи» в счетах за счет кредитов или средств, предусмотренных на содержание дома. Вечные финансовые трудности создают нервную обстановку. Деньги и так в дефиците, а тут одни за другими сыплются штрафы от госжилинспекции, пожарных, административных комиссий. Но ведь на исполнение предписаний тоже нужны средства. Откуда же их взять? Мы не раз предлагали, чтобы штрафы шли на ремонт домов, а не растворялись в бюджете.
- Как вы думаете, если бы управляющие компании обслуживали не сотни, а десятки домов, их работа была бы эффективнее?
- Я в этом не уверен. Малая УК, как правило, не располагает должным количеством оборотных средств, чтобы суметь расплатиться по всем счетам, в том числе по кредитам, возникающим из-за должников. Бюджет на содержание и текущий ремонт домов окажется мизерным, а проблемы - теми же самыми, решение которых потребует существенных вложений. Ко всему прочему, себестоимость обслуживания дома будет дороже, что вряд ли придется по душе жителям. Вопреки изначальной задумке реформы ЖКХ по привлечению в отрасль инвестиций частных компаний, управляющие организации живут, в основном, на средства жильцов. В последнее время из-за высоких рисков инвесторы опасаются вкладывать средства в эту сферу. Поэтому сегодня необходимо на законодательном уровне создать благоприятные условия для капитальных вложений в ЖКХ.
- Некоторые ресурсонабжающие организации уже предупредили, что в следующем году тарифы будут повышены. В МП «Самараводоканал» заявили о росте на 18%. Можно ли с помощью тарифного регулирования сдерживать денежные запросы поставщиков коммунальных услуг?
- На 2013 год федеральное правительство установило для Самарской области предельный индекс повышения стоимости услуг ЖКХ - 13,4%. Цены должны повыситься с июля следующего года. Региональное правительство установит для муниципалитетов свои тарифные планки, которые не должны превышать предельного индекса. В настоящее время в министерстве энергетики и ЖКХ Самарской области рассматриваются документы с обоснованием повышения тарифов, в том числе и инвестиционные программы, которые предоставили ресурсоснабжающие организации. Только после того, как их оценят специалисты, будут сделаны выводы об оправданности заявленного повышения.
 

Если раньше силовые структуры занимали выжидательную позицию, то теперь они будут вынуждены заняться решением проблемных вопросов отрасли, иначе неизбежен коммунальный коллапс

Управляющие компании сейчас ругают все, кому не лень, но ведь мало кто задумывается, что существующие законодательные акты не дают им нормально работать

Вопреки изначальной задумке реформы ЖКХ по привлечению в отрасль инвестиций частных компаний, управляющие организации живут, в основном, на средства жильцов

Версия для печати