В минувший четверг было вынесено прецедентное для губернии решение: гражданину возместили моральный вред в размере 1,5 млн рублей за незаконное уголовное преследование. Федеральный судья Александр Соломатин обязал выплатить полтора миллиона рублей 68-летнему Геннадию Ежкову за 22 месяца жизни в общей камере следственного изолятора.
Под уголовный прессинг Геннадий Ежков, который, к слову, за свои труды на ниве советской торговли был отмечен государственными наградами, попал в 2007 году. Как считали тогда правоохранители, он выступил заказчиком дерзкого покушения на бизнесмена Алексея Шаповалова.
30 ноября 2006 года кортеж Шаповалова, состоявший из нескольких джипов BMW, был подорван радиоуправляемым фугасом, заложенным на обочине проезжей части возле дома № 221 по ул. XXII Партсъезда в Промышленном районе Самары. В результате Шаповалов и его охранник-водитель получили ранения.
Следствие посчитало, что покушение связано с давним конфликтом между Ежковым и Шаповаловым. К последнему в 2005 году перешло руководство ЦУМом, а Ежкова уволили. Бывший директор пытался получить у новых владельцев торгового объекта откупные. Получив лишь часть денег (называлась сумма в 38 млн рублей), Ежков, как полагали силовики, задумал страшное.
В начале 2007 года начались аресты. За решеткой сначала оказались подозреваемые в организации покушения - 11 человек, которых причисляют к мордовской преступной группировке, «прославившейся» совершением ряда громких преступлений, в том числе заказных убийств. Потом задержали Ежкова. Кстати, заказчиком преступления его назвал Виталий Любушкин, считающийся лидером мордовской ОПГ. Впрочем, позже Любушкин отказался от своих показаний и заявил, что просто оговорил себя.
В качестве же вещественных доказательств причастности Ежкова к покушению были представлены один патрон и немного взрывчатки, якобы найденные в его загородном доме. Однако позже суд признает обыск незаконным, так как свидетель внес в протокол запись о том, что патрон был подброшен.
Интересно, что СМИ в то время писали, что, скорее всего, за взрывом стоит другой конфликт - между Шаповаловым и его двумя компаньонами, бывшими сотрудниками милиции, которые после оставления службы успешно занялись бизнесом. Но следствие не стало «копать» в эту сторону и оправило на скамью подсудимых Ежкова.
11 ноября 2009 года присяжные оправдали его. Верховный суд оставил это решение в силе.
А 5 июля этого года Геннадий Ежков начал судиться с федеральным казначейством. Он потребовал 10 млн рублей компенсации морального вреда и 1,2 млн за понесенные убытки. Представитель ответчика высказался против удовлетворения требований на том основании, что отсутствуют доказательства страданий во время нахождения в тюрьме в течении 22 месяцев.
На минувшей неделе Самарский районный суд удовлетворил иск Ежкова частично. Ему выплатят только 1,5 млн рублей, т.е. примерно по 100 рублей за каждый час, проведенный в СИЗО.
- Такое у нас правосудие, - вздохнул мужчина после заседания. - Мне приходилось сидеть и в шести-, и в двенадцатиместной камерах, на прогулку выводили на час в день. Дважды лежал в тюремной больнице и в итоге стал инвалидом.
100 рублей за час в СИЗО
Бывший директор ЦУМа «Самара» отсудил у государства 1,5 млн рублей за незаконное уголовное преследование