Свободу ракам!

«Репортер» отпустил в воду три тысячи членистоногих пленников браконьерских ловушек

На днях поползли слухи, что, мол, в реках и озерах губернии выловили всех раков. И виной всему, дескать, браконьеры, безнаказанно промышляющие по бескрайним водным просторам губернии. Чтобы проверить, так это или нет, корреспонденты «Репортера» отправились в рейд со специалистами Рыбнадзора и областного департамента охоты и рыболовства.

Спрос на деликатес
Минимальная цена на раков на наших рынках за год взлетела со 150 до 250 рублей. Крупные особи влет уходят с прилавков за 600. И тем не менее спрос на членистоногий деликатес не падает. Продавцы не успевают отправлять заявки поставщикам, а те, в свою очередь просят рыбаков, чтобы те добыли им побольше ходового товара. При этом мало кто из них вспоминает, что вылов рака разрешен только с 10 сентября до 31 декабря и с 15 июля по 10 августа.
Мы решили проследить за тем, как браконьеры в запретный период добывают раков. В сопровождении инспекторов Рыбнадзора и департамента охоты и рыболовства мы рано утром вышли на воду.
- Сейчас рака ловить нельзя совсем. А в сезон какие снасти запрещены? - интересуемся, перекрикивая рев мотора.
- Проще сказать, как его ловить можно, - отвечает инспектор рыбнадзора Сергей Дубакин. - Только раколовками с одним кольцом диаметром не более 80 см и ячеей не менее 20 мм. Причем у одного человека должно быть не больше трех раколовок. Все остальные методы: ныряние, «морды» - под запретом. И еще - добытый рак не должен быть менее девяти сантиметров.

Крайним сделали молодого
Зайдя в третий затон реки Самара, на одном из островов мы видим рыбацкий стан. Рядом три лодки, вокруг суетятся мужички. Подходим ближе и понимаем, что именно здесь нам суждено провести ближайшие пару часов: одна из посудин полностью забита только что снятыми китайскими раколовками с ячейкой всего-то в полсантиметра. А в них - раки вперемешку с сомятами и судаками.
- Кто хозяин лодок? - спрашивает главный специалист департамента охоты и рыболовства Самарской области Александр Пырков. - Чьи раколовки?
Владелец находится не сразу - рыбаки прикидывают, на кого бы «перевести стрелки». В итоге «в пекло» решили бросить самого молодого, 27-летнего безработного Александра Терехина.
- Пишите, что я, - подошел к опергруппе парень.
- Почему раков в период запрета ловите? - спрашиваем его.
- Мы две недели назад ловушки поставили, когда еще запрет не начался, - отвечает браконьер. - Сразу снять не успели, теперь вот только решили...
- А почему именно здесь ловите?
- Да потому что рака здесь навалом!

Как посчитать раков?
Делаем вид, что верим, однако при любом раскладе отвертеться парню уже не удастся.
- Раколовки явно не двухнедельной давности, - изучает снасть специалист первого разряда отдела госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Средневолжского территориального управления федерального агентства по рыболовству Сергей Давыденко. - Дней пять простояли, не больше. Две связки по 40 штук в каждой. Сейчас надо подсчитать рака и рыбу. Живых отпустим, а за мертвых выставим ущерб.
Процесс вытряхивания раколовок длился больше часа. Двое рыбаков под чутким наблюдением инспекторов по очереди развязывали ловушки, высыпая их содержимое в поддоны и тазики. Стоя рядом и помогая выбирать из раковой массы живых рыб, мы потеряли счет и тем, и другим. Поэтому когда все закончилось, решили поступить проще: пересчитали раков в одном заполненном тазу. Их оказалось 430 штук, общий вес - 7 кг. А на берегу стояли еще шесть (!) таких же тазиков, доверху забитых членистоногими. Методом простого умножения получаем три тысячи раков и почти пятьдесят килограммов живого веса.

Оптом дешевле
Невозможно передать словами, с какими лицами нас провожали хозяева браконьерского стана, когда их улов мы высыпали в воду.
По предварительным подсчетам, не поймай мы рыбаков с поличным, они бы сдали этих раков примерно за 10 тысяч рублей - по 200 рублей за килограмм. Браконьерам придется заплатить штраф за нарушение правил рыбалки и возместить ущерб за погибшую в раколовках рыбу.
- Могу поспорить, что завтра они на этом же месте новые растянут, - говорит Александр Пырков. - И если через недельку снова к ним не наведаться, повезут продавать. А так, глядишь, перекупщики начнут нервничать, цены поднимут. Будут кричать на каждом углу, что рак весь вывелся. А он никуда не исчез - просто стали меньше воровать, может быть, и благодаря нам.

По статистике Средневолжского территориального управления Росрыболовства, с начала этого года в регионе было изъято 818 кг незаконно добытых раков. Это на 233 кг больше, чем за весь прошлый год. Что касается китайских раколовок, то в прошлом году их было конфисковано всего 856 штук. На 23 августа 2012 года у браконьеров изъято вдвое больше этих незаконных орудий лова.

Прямая речь
Михаил Шинкевич, и.о. руководителя регионального департамента охоты и рыболовства:
- Говорить о том, что популяция раков в регионе уменьшается, некорректно. В Самарской области их водится в три раза меньше, чем в соседней Саратовской. И так было всегда. Соответственно, квоты на вылов раков у них в три раза выше. В 2011 году промысловый запас раков в нашей области составлял 168 тонн. Это то количество членистоногих, которое можно выловить без ущерба для природы. Реальные же цифры вылова гораздо ниже. В частности, на 2013 год квота на добычу составит 42 тонны.

Повезло вам, ребята. В рубашке родились!
Поштучно посчитать раков не получилось. Считали тазиками.

Версия для печати