Шиворот-навыворот

Что делать, если ваш первоклассник - левша?

Ежегодно 13 августа отмечается Международный день левшей (они составляют 10-17% процентов населения нашей планеты). Эта дата призвана привлечь внимание общества к проблеме переучивания детей-левшей к письму правой рукой, что ведет к психологическим травмам. «Репортер» выяснил, к чему должны быть готовы родители школьников-левшей, ведь такие дети совсем по-другому осваивают навыки чтения и письма.

Ученые уверяют, что все дело в генах. Среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2%. А вот если и мама, и папа - левши, то существует уже 50-процентная вероятность, что и ребенок унаследует эту особенность. Кроме того, часто левши рождаются, если беременность проходила с осложнениями.
- Поэтому повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов и двойняшек, - говорит заведующая медико-социальным отделением «Центра здоровья подростков» Татьяна Климанова. - Левша может появиться на свет, если испытал родовую травму, когда функции поврежденного левого полушария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие.
Во времена советской власти все в стране должны были быть правшами. И лишь в 1985 году специальным распоряжением Минобразования левшей запретили переучивать. Но таким особенным деткам все равно тяжеловато адаптироваться к учебному процессу.
- Все в мире сделано под праворуких людей, в том числе и в школе, - объясняет Татьяна Климанова. - А левшей надо учить по-другому. Например, у них до 14 лет бесполезно проверять скорость чтения, так как объективно они медленнее овладевают навыками чтения. При письме левша будет располагать тетрадку не под тем наклоном, которого обычно требует учитель. В целом, занятия с такими детьми потребуют много сил и от педагогов, и от родителей.
Татьяна Климанова советует родителям левшей-первоклашек обязательно поговорить с учителем, объяснив особенность своего ребенка. Леворуких детей нельзя переучивать - иначе это приведет к стрессу, депрессии и нежеланию идти в школу.
- Учитель должен проявлять понимание и снисходительность к левше. Этот ученик далеко не сразу научится хорошо и быстро писать и читать, он будет путать слоги в словах, а порой начнет писать буквы справа налево. И еще один важный момент: сажать левшу рядом с праворуким ребенком можно только слева и лучше всего не на проходе, чтобы ему ничто не мешало.

Особенности левшей
- Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, путают их последовательность.
- С трудом удерживают строчку при письме, чтении.
- Как правило, имеют плохой почерк.
- Возможны смешение при письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н), а также ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за).
- Трудности переключения и концентрации.
- Повышенная эмоциональность, которая существенно осложняет адаптацию к школе.
- У большинства левшей встречается феномен Леонардо да Винчи: умение писать справа налево, зеркально, и произносить не только слова, но и целые фразы «шиворот-навыворот».

Версия для печати