«Я весь на нервах!»

Александр Филиппенко в Самаре кривлялся под музыку

На минувшей неделе народный артист России дал два необычных концерта - в Самаре и Тольятти. Он выступил в рамках Международного фестиваля искусств «Классика OPEN FEST». Человек-театр, как нередко называют актера, под музыку Шнитке прочитал заключительные главы из поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Аккомпанировал ему Молодежный симфонический оркестр Поволжья. Постановка получилась любопытной, но слегка сыроватой. От чего Филиппенко сильно нервничал.

Александр Филиппенко приехал в Самару за пару дней до концерта. Во время репетиций нужно было отшлифовать совместное выступление с оркестром. Но, как оказалось, не все шло гладко. Последняя репетиция закончилась только за 20 минут до начала представления. Актер в растрепанных чувствах отправился на пресс-конференцию.
- Ребята, давайте быстрее! Времени нет! - прокричал он в коридор, появляясь перед журналистами.
Мы попросили рассказать Филиппенко о своем опыте работы с музыкантами.
- Я уже выступал с ансамблем Уткина (Московским камерным оркестром «Эрмитаж», Алексей Уткин - его основатель. - Прим. «Репортера») и с хором Минина (Московским камерным хором, художественный руководитель и главный дирижер Владимир Минин. - Прим. «Репортера»). Представления проходят замечательно. Но есть одна проблема - техника у всех чудовищная! Люди не умеют работать!
Мы уж было подумали, что Филиппенко говорит о технике исполнения музыкантов. Но дело было в другом...
- И здесь такое же! - сокрушался он. - Ведь это очень сложно - совмещать «живой» звук и «живое» слово! Хотелось именно этому уделить время на репетициях. А получилось, что мы решали технические вопросы. Звукорежиссер знает только команды «вкл» и «выкл». А он должен знать, в какой момент сделать громче скрипочки и мой голос приглушить. Или наоборот. Я весь на нервах!
Опасения Александра Филиппенко оказались не напрасными. Оркестр то и дело заглушал его. Да и в тишине, как ни напрягал актер голосовые связки, его порой было трудно расслышать. Сложная музыкальная часть из произведений Шнитке звучала довольно сильно, но не всегда к месту, разделяя важные куски текста и обрывая авторскую мысль на середине.
Впрочем, самарцы с удовольствием посмотрели на игру человека-театра. Он мгновенно перевоплощался то в Гоголя, то в Чичикова, гримасничал и кривлялся, заигрывал с симпатичной оркестранткой, вскакивал на стул, а потом садился на него, имитируя головокружительную езду на «птице-тройке».
На следующий день Филиппенко читал «Мертвые души» в Тольятти. Несмотря на некоторые огрехи в программе, публика везде искренне благодарила актера и музыкантов. Сам же Александр Георгиевич, покидая губернию, поблагодарил зрителей за теплый прием, а оркестр - за прекрасное совместное выступление.

Версия для печати