«Уметь дать отпор преступнику должен каждый»

Тренер телохранителей Каддафи раскрыл «Репортеру» тайны своего мастерства

На прошедшей неделе Самару посетил человек, являющийся настоящей легендой боевых искусств. Жарким майским днем «Репортер» оказался в уютном борцовском зале, расположенном в административном корпусе спорткомплекса «Локомотив». Именно здесь его ждала встреча с одним из самых известных в мире инструкторов айкидо Любомиром «Любо» Врачаревичем.
Когда «Репортер» поднялся на второй этаж, тренировка, которую вел сенсей Любо, была в самом разгаре. Со всех участников в буквальном смысле этого слова лился седьмой пот. Тем не менее, они под руководством учителя продолжали упорно отрабатывать захваты и броски. Увидев, что я нерешительно замер на пороге зала (или, как принято говорить, додзе), сенсей Любо - живой, плотно сбитый, седоволосый крепыш - сам поспешил навстречу.
- Что? - спросил он.
- Пресса, - произнес я слово, которое понятно без перевода.
Лицо сенсея смягчилось. Объявив небольшой перерыв, он согласился пообщаться. Беседа шла на причудливой смеси русского, которым сенсей владеет очень неплохо, сербского, которым я вообще не владею, и английского.
Но, наверное, для начала необходимо рассказать о том, что это за человек.

Реальное айкидо
Любомир «Любо» Врачаревич родился в югославском городе Вараждин 6 мая 1947 года, в день святого Георгия Победоносца. В 1967 году, когда ему было 20 лет, Любо начал заниматься айкидо. Да так успешно, что спустя 25 лет создал свой уникальный стиль боевого искусства - реальное айкидо. По словам самого Врачаревича, он не отходит от главных принципов японского айкидо. Просто изучая на протяжении двадцати пяти лет благородное искусство самураев, наблюдая за выдающимися мастерами, Любомир смог перенять все те техники, которые, с его точки зрения, могли бы быть применимы в реальной жизни, в настоящей самообороне. Добавив к ним собственный опыт (а Любомир Врачаревич занимался не только айкидо, но и дзюдо и джиу-джитсу), он изобрел такое айкидо, которое способно защитить человека от серьезных неприятностей. Демонстрация нового вида единоборств перед сотрудникам специальных отрядов югославской армии и полиции привлекла к молодому сенсею внимание спецслужб. Так и вышло, что в 1980 году боевые искусства привели Любо в спецподразделения Зимбабве. С января 1980 года до середины 1982 года он обучал сотрудников госбезопасности этой далекой африканской страны и телохранителей президента Зимбабве Роберта Мугабе. После этого Любомир Врачаревич получает приглашение от верховного командования Ливийской армии. В течение трех лет, с 1982 по 1985 годы, он тренирует телохранителей президента Каддафи и спецотряды ливийской армии.

Все беды от нафты
Именно о Каддафи и был первый вопрос «Репортера».
- Не жалко полковника? - спросили мы.
- Очень жалко. Это был интересный человек. Полковник много сделал для Ливии. В те времена, когда я тренировал офицеров его армии, было видно, что страна живет очень хорошо. Ну что говорить, если граждане страны имели право бесплатно заправлять автомобиль бензином. Но есть группа стран, группа людей, которые мечтают быть мировой полицией. Им это не нравилось. А еще есть нафта (нефть - сербск., прим. ред.). Нафта. От нее все беды современного мира.
 
Защити себя
Это второй визит сенсея в Самару.
- За год город здорово изменился. Мне он показался больше и светлее. Хотя… - тут сенсей хитро улыбнулся. - Может, на самом деле, город остался тем же, а все дело в том, что в тот раз я приезжал к вам зимой, холодно было, снега много, а сейчас на дворе лето.
Еще один вопрос, который «Репортер» задал человеку-легенде, был, как это ни странно прозвучит, о смысле жизни.
- В этом году исполнится 45 лет с того дня, как я пришел в мир боевых искусств, - говорит сенсей. - Мне было 22 года, когда все это началось. Я был «активистом» (так у нас в Югославии тогда называли дружинников). Мы с ребятами следили за порядком на местной дискотеке. Вдруг там появились хулиганы, которые затеяли драку. У одного из них был нож, и он им меня ударил в грудь. В ту ночь я решил, что больше никому не позволю это сделать. Начались тренировки. Прошли годы, я понял, что могу предложить людям уникальный и очень эффективный способ самозащиты. В этом заключается смысл моей жизни. Сейчас в Сербии и России очень много совершается преступлений против личности. Оказать преступнику достойный отпор должен в наше время уметь каждый. Учиться этому надо. Это, разумеется, не станет для многих смыслом жизни. Но дело это очень важное.

Версия для печати