Минутный полет закончился катастрофой

В результате крушения двухместного самолета в Самаре погибли пилот и пассажир

Днем 26 апреля в аэропорту «Смышляевка» после посадки загорелся самолет «Элитар-202». Получившие сильные ожоги летчик и пассажир умерли в больнице через день. В причинах катастрофы разбираются правоохранители и комиссия Межгосударственного авиационного комитета.

Шансов выжить не было
Авиакатастрофа унесла жизни 50-летнего гендиректора аэроклуба «Кондор» Бориса Смольянова и 47-летнего начальника цеха по сборке самолетов малой авиации ООО «Самара ВВВ-Авиа» Бориса Орлова.
О том, что произошло с ними, «Репортеру» рассказал генеральный директор аэропорта «Смышляевка» Александр Козлов:
- В 14.18, согласно заявке на выполнение учебно-тренировочного полета, мы разрешили взлет самолету «Элитар-202». Судном управлял Смольянов, Орлов значился пассажиром. После взлета и набора небольшой высоты пилот запросил разрешение на посадку с обратным курсом. Ему дали добро. В 14.19 самолет столкнулся с землей и загорелся.
В аэропорту сразу объявили тревогу. Уже через две минуты на летное поле примчались пожарная машина и врачи.
- Орлов и Смольянов лежали на земле, - продолжает Козлов. - Медики оказали им первую помощь и вызвали из Самары «скорую», на которой их увезли в ожоговый центр больницы имени Пирогова.
В тот же день их прооперировали. Врачи не давали положительных прогнозов, потому что у Орлова было обожжено около 95% кожных покровов, у Смольянова - 92%. Говорили лишь, что они в крайне тяжелом состоянии. А 28 апреля появились трагические новости. Утром «Репортеру» сообщили, что около трех часов ночи скончался Борис Орлов. А в 14.30 остановилось сердце Бориса Смольянова.
Сразу после ЧП в аэропорт «Смышляевка» нагрянули проверяющие из разных ведомств. На следующий день Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило по факту падения самолета уголовное дело по части 1 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба».
В официальных сообщениях правоохранители обозначили три версии случившегося: плохие метеоусловия, ошибка пилотирования, а также технические причины. Контроль за расследованием взяла на себя Куйбышевская транспортная прокуратура. Также изучением причин катастрофы занялась специально созданная комиссия Межгосударственного авиационного комитета.

«Орлов мечтал летать с детства»
О Смольянове и Орлове «Репортеру» рассказали их знакомые.
- Борис Орлов был замечательным человеком, - говорит бывший главный инженер ООО «Самара ВВВ-Авиа» Сергей Ситников. - И очень грамотным специалистом, хотя по образованию железнодорожник. У Орлова была детская мечта - летать. Смольянов тоже был опытным пилотом. Он работал в «Кондоре» с момента создания этого аэроклуба.
Разбившийся самолет, по словам Ситникова, эксплуатировался около шести лет.
- Насколько мне известно, никаких поломок раньше у него не было, - продолжает он. - Самолет регулярно обследовали. Он был оборудован автоматической парашютной системой, и если какой-то сбой в работе его систем происходил в воздухе, пилот и пассажир могли без проблем прыгнуть с парашютом. Пока о причинах трагедии говорить рано. Погода, по крайней мере, в тот день была хорошая.
- Самолетов «Элитар-202» всего девять, - рассказал «Репортеру» директор завода-изготовителя ООО «Самара ВВВ-Авиа» Александр Фролов. - Мы делали их на заказ, и стоили они по-разному. Один хочет салон из дорогой кожи, другой выбирает что попроще... Цена варьируется от 2 до 2,5 миллионов рублей. Некоторые самолеты мы отправляли в другие регионы — например, в Карелию. Такое же судно эксплуатируется в аэроклубе в Оренбурге. Продаем и в другие страны: Китай, например. Сейчас эти самолеты мы не выпускаем, делаем другие - «Элитар-Сигма». Почему Смольянов уже через минуту запросил разрешение на посадку - установит комиссия.

Справка
Двухместный самолет «Элитар-202» предназначен для выполнения учебно-тренировочных, патрульно-инспекционных, прогулочных и туристических полетов. Дублированное управление позволяет использовать его в качестве учебного самолета. Размах крыла - 8,30 м; длина самолета — 5,7 м.
 
Уже не в первый раз
20 мая 2011 года в Бурзянском районе Башкирии вынужденно сел самолет «Элитар-202», летевший после ремонта из Самары в Курган. При посадке пилот получил ушиб грудной клетки, а у воздушного судна оказалось повреждено левое крыло.

Пилот Борис Смольянов

Версия для печати