Они могут быть как плановыми (несколько раз в году - к праздникам), так и внеплановыми (к неожиданному приходу гостей). Такие уборки «съедают» наши выходные; они заставляют перевернуть ног на голову весь дом и сеют панику среди наших домашних. А между этими авралами мы расслабляемся, перестаем следить за порядком и усиленно пачкаем и захламляем то, что с таким трудом разгребали и отчищали целый день - а то и не один. Так как же поддерживать чистоту и порядок в доме постоянно?
5 простых правил
Есть несколько простых правил, которые помогут вам в уборке дома.
1. Делим дом на зоны. И один день уделяем внимание только одной зоне. Например, в понедельник чистим ковер в гостиной и вытираем там пыль. Во вторник занимаемся детской. В среду наводим лоск на кухне. В четверг наступает черед прихожей: разбираем одежду на вешалке, чистим коврик и прочее. Тогда в субботу и воскресенье вам не придется отдраивать всю квартиру - достаточно будет сделать уборку в очередной «дежурной» зоне. Работу в зоне можно ограничить временем. Например, в день по 15 минут. В общем, тут нет четких рекомендаций, экспериментируйте и ищите самый приемлемый для вас вариант.
Уборку «по зонам» можно заменить уборкой «по функциям». Например, в понедельник во всей квартире только протираете пыль, во вторник и пятницу - только протираете пол, в среду - только пылесосите мебель и ковры и т.д.
2. Ликвидация «горячих точек». Такие точки есть в каждом доме. Тумбочка в прихожей, на которую каждый из входящих швыряет перчатки, зонтик и газеты, вынутые из почтового ящика. Шкафчик в детской, где годами валяются сломанные игрушки. Стул, очертания которого еле различаются под брошенной на него одеждой... Словом, местонахождение и наполненность таких точек очень индивидуальны. В них имеют обыкновение скапливаться ненужные и теряться - нужные вещи. Этим точкам мы и должны объявить «бой». Попробуйте поставить таймер на две минуты и в это время разобрать «горячую точку», насколько успеете. Не успели - не надо спешить, доразбираете завтра. Постепенно такие точки исчезнут из вашего дома, ведь все, что вы бросили туда, вы будете убирать в тот же день.
3. Создайте себе вечерние и утренние ритуалы по наведению порядка и выполняйте их каждый день - так же, как вы умываетесь или чистите зубы. Например, каждое утро вы протираете пол на кухне, а каждый вечер чистите раковину и разбираете одну из «горячих точек». Или каждый вечер вытираете всю пыль на столах и полках в одной из комнат и наводите порядок в комоде, в котором лежат детские вещи. Или утром наводите порядок на своем рабочем столе, а вечером - расставляете обувь на полке... Словом, такие ритуалы могут быть различными - главное, чтобы они у вас были. Хорошо, если вы приучите к подобным ритуалам всех членов вашей семьи
4. Долой хлам! Ни для кого не секрет, что убирать квартиру, в которой хранится множество ненужных вещей, гораздо труднее, чем ту, где есть только те вещи, которыми регулярно пользуются. Ведь с этих многочисленных баночек, коробочек, старых бытовых приборов и проч. надо вытереть пыль, убрать их с того места, где они стоят, вытереть пыль под ними, а потом поставить их на место - и так каждый раз. Поэтому серьезно разберитесь с каждым из этих предметов и безжалостно выбросите все ненужное.
«Протестировать» вещь на ее ненужность, можно задав себе примерно такие вопросы:
- Пользуюсь ли я этим предметом в течение последнего года?
- Есть ли в доме другой подобный более удобный предмет, который его заменяет?
- Почему мне дорог этот предмет - может быть, это всего лишь привычка или сентиментальные чувства к старым вещам?
5. Убирать по чистому: не ждать, пока чистое станет грязным.
Премируй себя!
С виду все эти пункты кажутся банальными. Один скажут «Я почти так и делаю», другой - «Все это без толку!». Но стоит попробовать упорядочить уборку, как результаты не заставят себя ждать.
Самая частая ошибка тех, кто начинает выстраивать систему, - быстрое ожидание идеальных результатов. Так не бывает! Зато следование пунктам доводит до автоматизма мелкие элементы уборки, помогает научиться лучшему планированию времени, прививает отношение к уборке, как к серьезной работе.
А еще очень важно - отношение к уборке как к подарку, который ты делаешь своему любимому дому. Такой настрой как минимум даст возможность получить больше удовольствия от уборки, чем отношение к этому делу как к обязанности убирать грязь.
Важный психологический момент: никому ничего не хочется делать что-то просто так. Придумайте для себя бонусы, которые помогут преодолеть нежелание работать. Например, после каждой недели, проведенной в чистоте, можно подарить себе книгу или диск с фильмом, а в конце месяца - поход в суши-бар или новую кофточку.
Как без хлопот навести порядок в доме
Большинство из нас наводят чистоту преимущественно во время авралов, которыми становятся генеральные уборки.