Земля ушла из-под колес

На прошлой неделе на дорогах Самары провалились три автомобиля. В одной из аварий погиб водитель

Фото:

Владимира Пшенина похоронили в поселке Волжский
Чиновники считают, что провал произошел из-за перегруза «КамАЗа»
Припаркованная «Калина» едва не провалилась под землю на пересечении улиц Пионерской и А. Толстог

ЧП со смертью водителя машины, провалившейся 22 августа в огромную яму на проспекте Ленина, всколыхнуло весь город. Через день, 24 августа, произошло сразу две аварии из-за провалов на дорогах. Такого в Самаре еще не было. «Репортер» выезжал на все эти происшествия, разговаривал с пострадавшими, экспертами и пришел к выводу, что в любой момент в любом месте города земля может уйти из-под колес вашего автомобиля.

В яму по багажник
Дождливым днем 22 августа предприниматель Михаил Усольцев ехал на «Шкоде Октавиа» вместе с родной сестрой покупать ей свадебное платье. Свернув на дорогу-дублер проспекта Ленина (между ул. Челюскинцев и Осипенко), мужчина увидел, что она напоминает, скорее, русло бурной реки, нежели улицу.
- Было очень много воды, а в одном месте она сильно бурлила, - вспоминает Михаил. - Я решил объехать этот участок, немного притормозил и вдруг застрял передними колесами на краю обрыва. Песок так намыло, что мой автомобиль засел намертво. Я разулся и попытался вытолкнуть машину. В это время и появилась темно-синяя «Хендай Элантра». Я начал махать водителю и кричать, чтобы он сюда не ехал, но он не остановился. Может, не понял меня, а может, решил, что сможет проехать. И влетел в яму...
Машина стала резко уходить под воду. Усольцев, бросившийся на помощь, успел через опущенное стекло вытащить 71-летнего водителя. Через полминуты «Хендай» длиною 4,5 метра утонул практически полностью - на поверхности виднелся один багажник.
- Водитель оказался крепким мужчиной, которому на вид не дашь больше 60 лет, - рассказывает Михаил. - Я дотащил его до сухого асфальта. В это время сестра вызвала «скорую», спасателей и полицию. А он лежал у меня на руках и все время повторял, что ему плохо. Несколько раз терял сознание, а я ничем не мог ему помочь…

Узнали поздно
Никто из очевидцев происходившего не попытался помочь Михаилу Усольцеву и пострадавшему. Многочисленные зеваки, сбежавшиеся поглазеть на необычное зрелище, все как один делали фото и записывали видео на мобильные телефоны в то время, как умирал человек.
- «Скорая» остановилась наверху, на самом проспекте Ленина, но медики не стали спускаться к нам вниз по грязному склону и перебегать через воду. Они решили объехать и попали в пробку. Все это время водителю становилось все хуже...
Сердце Владимира Пшенина не выдержало сильнейшего шока, и он скончался в машине «скорой».
Его автомобиль смогли достать из дорожного провала, глубина которого оказалась около четырех метров, только через три часа.
В среду, 24 августа, родные и близкие проводили Владимира Пшенина в последний путь. Мужчину похоронили на кладбище в поселке Волжский.
Советский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Самарской области возбудил уголовное дело по статье УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». По основной версии следствия, причиной провала автомобиля под землю стала авария на трубопроводе.
- Произошла авария на крупном водоводе, - сказал мэр Самары Дмитрий Азаров в эфире радио «Эхо Москвы в Самаре». - Там вымыло грунт, и в эту яму попал автомобиль. Конечно, если бы не было дождя, - об аварийной ситуации в «Самараводоканале» знали бы немедленно. Но с учетом того, что был сильный ливень, к сожалению, на пульт диспетчера информация поступила поздно. То есть об аварии заранее не было известно.
После трагедии на время проведения служебного расследования в МП «Самараводоканал» был отстранен от своих обязанностей Николай Шапкин, начальник цеха эксплуатации водопроводных сетей №1, который обслуживает, в том числе, и Октябрьский район.

«Он был волевым человеком»
«Репортер» встретился с однокурсниками Владимира Пшенина, прошедшим вместе с ним веселые и сложные студенческие годы.
- Он родился в сельской местности, в Красноярском районе, - вспоминает Вениамин Семушкин. – Долго искал свое призвание, любимое дело. После школы родственники уговаривали его выбрать сельскохозяйственный институт, и он, послушавшись их совета, поступил туда. Проучившись немного, понял, что душа к сельскому хозяйству не лежит. Тогда Володя перешел в Куйбышевский институт связи. Но опять, закрыв сессию, забрал документы. Перевелся на пятый факультет Куйбышевского авиационного института (конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры).
Неспокойная натура Владимира Пшенина нашла свое применение в работе на правительственную спецсвязь, где он трудился главным инженером.
- Потом от этой организации он уехал на Кубу и работал там шесть лет, - продолжает Семушкин. - Однако попал в автокатастрофу и вернулся на родину. В Москве ему делали сложнейшую операцию на позвоночнике. После этого он остался жить и работать в Самаре.
По словам однокурсников погибшего, в последние годы Владимир Николаевич занимался бизнесом, связанным с сельским хозяйством, и в сфере недвижимости.
- Он не мог сидеть на одном месте, все время искал для себя новые задачи, - говорит Вениамин Семушкин. – Владимир всегда был лидером, волевым и энергичным человеком. И в то же время очень душевным, отзывчивым, добрым. Обожал свою супругу и дочек Свету и Наташу.

Водителя оштрафовали
В день похорон Владимира Пшенина в Самаре под асфальт провалилось еще два автомобиля.
Примерно в 11.00 на перекрестке улиц Галактионовской и Ульяновской под асфальт ушел «КамАЗ». «Репортер» был на месте ДТП уже через считанные минуты. Картина нам открылась впечатляющая. Передние колеса груженного асфальтовой крошкой «КамАЗа» висели в воздухе, а задние провалились в яму с водой.
- Провал асфальтового покрытия под «КамАЗом» произошел из-за того, что машина сильно перегружена, - сказал прибывший на место происшествия начальник отдела дорожной инспекции и организации движения ГИБДД Самары Андрей Карпочев. - Максимально допустимый вес для трехосного автомобиля - 25 тонн, а этот «КамАЗ», груженый 12 кубами асфальтовой крошки, весит более 30 тонн.
Водитель грузовика Александр отказался комментировать ситуацию с перегрузом.
- Я вез асфальт на улицу Некрасовскую, где идут дорожные работы, - сказал он «Репортеру». - Не вдруг понял, что произошло, когда машину потянуло назад. В такие ситуации попадать не приходилось, хотя я за рулем уже 12 лет.
«КамАЗ» не сразу удалось вызволить из западни. Сначала экскаватор выгрузил асфальтовую крошку из кузова. И уже затем с помощью автокрана грузовик вытащили из ямы.
Заместитель руководителя департамента городского хозяйства и экологии мэрии Самары Игорь Рудаков сказал, что на этом перекрестке под землей проходят теплотрасса и водовод.
- Еще предстоит выяснить, что стало первопричиной аварии: подмыв грунта или перегруз автомобиля, - отметил он.
Кстати, в тот момент на перекрестке Ульяновской и Самарской из-под земли бил фонтан ржавой воды. Как сообщили «Репортеру» в мэрии Самары, ремонтные работы там вел МУП «Самараводоканал».
По факту ДТП идет проверка. Впрочем, участь водителя грузовика стала известна на следующий день. Глава Самары Дмитрий Азаров сообщил в радиоэфире:
- Машина была перегружена, ее маршрут не был согласован ни с нами, ни с ГИБДД. Так что водителя оштрафовали.
В тот же день на пересечении улиц Пионерской и Алексея Толстого припаркованная у обочины «Лада Калина» внезапно ушла под землю передним правым колесом.
Машину удалось быстро вытащить из ямы с помощью эвакуатора. По словам очевидцев, несмотря на то, что провал был небольшой, грунт под асфальтом вымыло сильно. И если бы на месте «Калины» оказался более массивный автомобиль, то последствия могли быть куда более серьезными.
По предварительной информации, виновником случившегося стал прорыв теплотрассы.
Сейчас в городе работает специальная комиссия, призванная выяснить причины участившихся дорожных провалов. Разобраться в случившемся она должна была уже к концу недели. К вечеру пятницы результаты проверки обнародованы не были...

Александр Стрелков, доктор технических наук, заведующий кафедрой водоснабжения и водоотведения СГАСУ:
- По улице Ульяновской проходят и теплотрасса, и водопровод. Ее пересекает трамвайная линия, которая генерирует блуждающие токи -   сильнейший коррозионный фактор, влекущий разрушение конструкции. И если за теплотрассами худо-бедно еще следят, вовремя ремонтируют, опасаясь зимних аварий, то на водопровод обращают внимание только, когда происходит его порыв. Чугунные трубы могут служить до 50 лет, если их защищать от влажности и блуждающих токов. Но такой защиты у нас практически не применяют. Потому трубы нужно менять через 15 лет службы. Срок же службы стальных труб и того меньше. Износ подземных коммуникаций города составляет 70%. Стальные трубы, которые используются при прокладке водоводов и теплосетей, имеют срок службы в сыром и промерзающем грунте 8-10 лет. Однако за последние два десятка лет капитального ремонта сетей не было. С середины 1980-х городские власти больше занимались перестройкой, строительством рыночной экономики и модернизацией, и на трубы денег не хватало.

Андрей Мальцев, кандидат технических наук, заведующий кафедрой инженерной геологии, оснований и фундаментов СГАСУ:
- Чтобы предупреждать провалы, нужно регулярно проводить диагностику и мониторинг состояния грунтовых массивов, дорог и коммуникаций. Я уверен, что в Самаре есть участки(причем как на автострадах, так и в жилых кварталах), под которыми почва уже сейчас подмыта и может обрушиться в любую минуту. Но у нас нет структуры, способной проводить такую диагностику. Пока же реагируем лишь тогда, кода грунт провалился или из-под земли фонтан воды забил.

Виктор Часовских, председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области:
- Нельзя дать точный прогноз, как скоро удастся решить проблему изношенности сетей в Самаре. Даже при условии, что в решение вопроса будут вкладываться деньги - а нужны очень большие деньги, - пройдет не два-три и не пять-десять лет, прежде чем проблема исчезнет. Усугубляет ситуацию еще и тот факт, что в городе много бесхозных сетей.

Версия для печати