В минувшие выходные Самара простилась с 53-летней Татьяной Кривченко и 26-летней Еленой Ерофеевой. 40-летнего Сергея Карякина похоронили на его родине - в городе Новоузенске Саратовской области.
Опытный летчик
Первым из них взглянул в глаза смерти Сергей Карякин. Он был вторым пилотом Ту-134 авиакомпании «Русэйр» c бортовым номером RA-65691.
- Сергей закончил Краснокутское летное училище и Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, - рассказала «Репортеру» жена Сергея, Оксана. - Первое время работал пилотом сельхозавиации на самолетах АН-2 в Балаково, а затем в Майкопе, где мы с ним и познакомились. Там же в 2005 году у нас родился сын Дима. А в 2007 году Сергея пригласили на работу в авиакомпанию «Самара». На новом месте Сергей переучился на Ту-134 и работал вторым пилотом.
Перебравшись в наши края, Сергей с супругой и ребенком поселились на съемной квартире в поселке Береза, что неподалеку от аэропорта. Оксана устроилась воспитателем в детский сад.
- Муж был доволен работой. Но в 2009 году авиакомпания «Самара» прекратила полеты, - вспоминала Оксана. - Сергей почти год не работал. Потом устроился в авиакомпанию Ижевска.
Оксана по-прежнему жила в Березе, Сергей же приезжал домой нечасто. В прошлом году у них родился сын Виктор.
- Примерно полгода назад Сергей нашел работу в компании «РусЭйр» и перебрался в Москву. О работе мне периодически рассказывал, но чтобы у него случались какие-то нештатные ситуации, я не слышала...
После похорон мужа Оксана решила остаться жить в Самаре.
О большом летном опыте Сергея Карякина нам рассказали и представители «Росавиации». По их данным, он за свою карьеру налетал 2580 часов. То есть провел в воздухе 107,5 суток.
Бортинженер, который работал с Сергеем в авиакомпании «Самара», тоже охарактеризовал его в беседе с «Репортером» как опытного пилота.
Другой коллега Карякина сказал нам: «Как пилот Сергей был довольно успешный, летал хорошо и умело. Он мог принимать грамотные решения. На авантюру он не пошел бы, хотя здравый риск в нем присутствовал».
К слову, командир разбившегося Ту-134 - уроженец Архангельска Александр Федоров - тоже был воздушным асом. Он налетал за свою карьеру 8,5 тысяч часов. Это около 355 суток - то есть почти год. Причем 3,1 тысячи часов он отработал на Ту-134.
Виноваты пилоты?
23 июня президент РФ Дмитрией Медведев, комментируя катастрофу Ту-134 под Петрозаводском, заявил: «Здесь, вероятнее всего, произошла ошибка экипажа».
Впрочем, следствие пока не спешит делать окончательные выводы. Пока лишь отказались от версии с неисправностью самолета. Среди возможных причин катастрофы рассматривают не только человеческий фактор, но и плохие погодные условия. Сообщалось, что в тумане самолет при посадке ушел в сторону от взлетно-посадочной полосы, столкнулся с деревьями, задел ЛЭП и уже затем рухнул на землю.
Кстати, ошибку экипажа не исключил и бывший коллега Сергея Карякина.
- Не исключено, что при посадке не были учтены особенности рельефа местности, - уточнил он. - При раннем заходе на посадку самолет задел деревья. Я уверен, что если бы рельеф был бы более простой, такого не произошло бы. Замечу: другие катастрофы с самолетами Ту зачастую происходили из-за ошибок пилотов.
«Она не должна была лететь этим рейсом»
О гибели своей дочери Елены Ерофеевой, которая работала бортпроводницей на разбившемся самолете, ее мама Антонина Николаевна узнала через сутки после катастрофы.
- Рано утром 21 июня я ушла на работу, - рассказывала женщина «Репортеру». - Моя вторая дочь Аня была еще дома, когда раздался телефонный звонок. Мужчина сообщил, что разбился самолет, на котором летела Лена, и нужно прибыть в Петрозаводск на опознание. Аня сразу помчалась в аэропорт и мне ничего не сказала. Обо всем я узнала только, когда вернулась после работы домой...
Антонина Николаевна сейчас на пенсии, но работает маляром на заводе «Прогресс». Говорит: «Детям надо помогать». Ее муж Николай раньше трудился в филиале 4-го ГПЗ, но умер 12 лет назад от сердечного приступа.
- У нас было пятеро детей. Но двое умерли маленькими. Остались Лена, Аня (ей сейчас 23 года) и младший сын Сергей, ему 18 лет. Лена, после окончания 178-й школы, решила в вуз не поступать, а идти работать. Устроилась работать в гостиничный комплекс. Но потом ей кто-то подсказал, что можно в Москве выучиться на стюардессу. Ей идея понравилась, и она умчалась покорять столицу. Я поначалу отговаривала ее, но Лене очень понравилась летать. При этом она училась заочно в одном из самарских университетов.
- У нее была большая мечта - встретить любимого надежного человека, нарожать кучу детишек, - рассказывает подруга Елены, Ирина Беляева. - У нее была неуемная жажда жизни, энергия била из нее ключом! Светлая, добрая, открытая! И еще она была безотказная, всегда готова была подставить свое хрупкое плечико, помочь всем...
Это и сыграло свою роковую роль. Елена увольнялась из «РусЭйр» и в тот день уже не должна была работать. Но ее попросили подменить заболевшую бортпроводницу. И девушка не смогла отказать.
По словам коллег, Елена была безупречна как бортпроводница - заботливая, позитивная, чистоплотная. Больше полугода назад в одном из рейсов на нее обратил внимание вип-пассажир. Мужчина оказался владельцем авиакомпании Nordwind («Северный ветер»), осуществляющей чартерные рейсы за границу. Ему так понравилось, как работает Лена, что он решил переманить к себе. Спустя некоторое время девушка приняла предложение.
21 июня Елена должна была написать заявление об увольнении.
- Мы созванивались в субботу, 18 июня, - продолжает Ирина. - Лена была очень счастливая. Часто повторяла, что у нее начинается новая жизнь. Даже на своей страничке в «Одноклассниках» поставила статус «Грядут перемены!!!». После последнего рейса в «РусЭйр» она хотела прийти ко мне в гости. Я хотела, чтобы она стала крестной мамой моего второго ребенка.
В начале июня Елена слетала в отпуск в Швейцарию. К поездке в свадебном салоне купила себе красивое белое платье. Оттуда вернулась с кучей сувениров.
«Перед тем как переведусь на новую работу, обязательно съезжу домой, - говорила девушка подругам. - Маму давно не видела. Накупила ей подарков...».
Татьяна очень любила цветы
Рассказывая о Татьяне Кривченко, ее близкие и знакомые уточняют - она очень любила цветы. И она окружала себя ими. На окнах ее квартиры в кашпо цветут шикарные красные розы.
- Кривченко - замечательная семья, - рассказала «Репортеру» их соседка Альфинура Мищенко. - Татьяна - врач-эндокринолог. Ее муж, Александр, работает в госпитале войн ветеранов. У них сын Кирилл тоже врач - стоматолог. Дочь Анна живет сейчас со своей семьей за рубежом. Таня и Саша - очень отзывчивые. Если к ним соседи обращались со своими болячками, они никому не отказывали в помощи.
Последние 15 лет Кривченко работала региональным менеджером в фармацевтической компании «Лилли».
- Для нас она была бесценным сотрудником, - сообщили «Репортеру» ее коллеги. - В силу своей работы ей приходилось часто ездить в командировки. И в этот раз она летела в Петрозаводск по делам компании...
- Татьяна прожила очень яркую жизнь, - говорил нам Александр Иванович о своей супруге. - В медицину она пришла сразу после школы. Начинала работать санитаркой. Потом закончила самарский медицинский институт. Защитила диссертацию по эндокринологии. Она была грамотным и профессиональным врачом. Но в моих воспоминаниях она останется как замечательная жена.
Окажут помощь
По поручению губернатора Самарской области Владимира Артякова каждой семье погибших в авиакатастрофе 21 июня около Петрозаводска окажут помощь в размере 300 тысяч руб. Свой вклад в поддержку внесет и администрация Самары.
В день сдачи номера «Репортеру» стало известно, что весь летный состав Майкопа, где работал Сергей Карякин, окажет посильную помощь детям и вдове пилота.