8 апреля в суде Центрального района закончился процесс по нашумевшему «земельному» делу в отношении экс-чиновников Автограда. Всех его фигурантов: бывшего главу Тольятти Николая Уткина, тогдашнего руководителя Управления земельных ресурсов мэрии Тольятти Наталью Немых и ее заместителя Сергея Чижова приговорили к 4 годам лишения свободы. Правда, последнего - условно.
Истоки «земельного дела»
С 1992 по 2004 года тольяттинские чиновники предоставляли в аренду или бессрочное пользование юридическим и физлицам земельные участки на свободной от застройки территории – за Московским проспектом и по обе стороны Южного шоссе, официально включенные в черту города. Там возводились коттеджи и жилые кварталы, АЗС и автосалоны.
Распоряжения о выделении земли подписывали мэры Тольятти и их заместители, и в обязательном порядке такие решения согласовывались с руководителями земельного комитета. Но без ведома на то сельхозпредприятий Ставропольского района: СХЗАО «Россия» и СХПК им. Степана Разина, поскольку земли у них в собственность оформлены не были.
Однако сельчане посчитали, что это их земли, и обратились за защитой к правоохранителям. И прокуратура усмотрела в действиях тольяттинских чиновников превышение полномочий. В итоге в октябре 2004-го было возбуждено уголовное дело в отношении неопределенного круга лиц.
По версии правоохранителей, в результате таких действий тольяттинских руководителей было незаконно изъято более 1 миллиона кв. м. сельхозугодий, а нанесенный ущерб превысил 170 млн руб. Но когда в сентябре 2005-го дело дошло до предъявления обвинений, фигурантов осталось двое – руководитель городского Управления земельных ресурсов Наталья Немых и ее заместитель Сергей Чижов. Но вскоре по истечении срока давности преступления уголовное дело прекратили. Это было в начале 2006 года, когда областную прокуратуру возглавлял Александр Ефремов.
Новый поворот
Но в конце 2006 года с приходом нового облпрокурора Юрия Денисова расследование «земельного дела» продолжилось. Немых и Чижов снова стали обвиняемыми, причем в превышении служебных полномочий. Но привлечь за это к ответственности Николая Уткина мешал его депутатский иммунитет – тогда он был главой бюджетного комитета Самарской губернской думы.
Прокуратуре пришлось обратиться в суд, чтобы тот дал заключение о наличии в действиях депутата Уткина признаков преступления. На первое заседание суда - 20 декабря 2006 года - Уткин явился, но попросил отсрочку для ознакомления с материалами. Ему дали срок до утра. А ночью Уткин был госпитализирован с диагнозом ишемическая болезнь сердца. Несмотря на это, суд усмотрел в его действиях признаки состава преступления.
Но «земельное дело» вскоре отошло на второй план, так как весной 2007-го тольяттинский мэр вместе с Натальей Немых были уличены в вымогательстве и получением взятки в размере 150 млн рублей.
Вскоре Уткин и Немых были арестованы. А в феврале следующего года самарский областной суд приговорил Уткина по делу о взятке к 7 годам строгого режима, а Наталью Немых к 8,5. Бывшая глава горкомзема отправилась отбывать сроки в колонию села Рождествено, а Николай Уткин в связи с перенесенной операцией на сердце был признан инвалидом 2-ой группы и находился в самарской режимной больнице.
Вскоре расследование «земельного дела» снова возобновилось. В 2009 году Николаю Уткину, Наталье Немых и Сергею Чижову предъявили обвинения в "совершении действий, выходящих за пределы их полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организациям с причинением тяжких последствий" (п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ).
Следствием было установлено, что в период с 1992 по 2004 годы обвиняемые незаконно распоряжались землями сельскохозяйственного использования предприятий СХ ЗАО «Россия» и СХ ПК имени Степана Разина.
Но адвокаты добились через областной суд возвращения дела на доработку в прокуратуру. Процесс возобновился лишь в 2010 году.
«Коля не умеет жаловаться"
На заседания Николая Уткина и Наталью Немых приводили под конвоем. Сергей Чижов приходил в зал заседаний сам.
Николай Уткин внешне держался молодцом. Но, по словам его супруги Нины, на самом деле он чувствовал себя неважно, просто виду не показывал.
- Он никогда не жалуется, - призналась "Репортеру» Нина Уткина. У него обострилась язва, еще он ногу волочит, у него сильная одышка. Коле как инвалиду положен соответствующий уход. А ему абсолютно ничего не предоставляют.
- С учетом состояния моего подзащитного, - уточнила адвокат экс-мэра Светлана Можарова, - он должен содержаться в колонии - лечебном учреждении. А его привозят на суд из тюрьмы, где нет нормального медицинского обслуживания.
«Это позор, а не приговор!»
На процессе подсудимые не признали своей вины и просили их оправдать. Уверяли, что распределяя земли, ничего не нарушали и действовали в рамках своих полномочий. Но прокурор-обвинитель Расул Клычев попросил признать всех виновными в превышении полномочий и назначить Уткину и Немых по 5 лет реального заключения, а Чижову – четыре.
8 апреля был оглашен приговор. Суд признал подсудимых виновными и назначил каждому по 4 года лишения свободы. А с учетом не отбытой судимости за вымогательство взятки Уткину назначили 7,5 лет строгого режима, Наталье Немых 9 общего, а ранее не судимому Сергею Чижову дали 4 года условного лишения свободы с 2-годичным испытательным сроком.
Суд решил всем исчислять срок с 30 марта этого года. Но Уткину и Немых зачли в срок их нахождение в неволе с мая 2007-го. Таким образом, экс-мэр Тольятти должен будет провести в изоляции еще 3 года 8 месяцев, а Наталья Немых 5 лет и 2 месяца. Также суд запретил Уткину и Немых после отсидки занимать руководящие посты в государственных и муниципальных органах власти в течение трех лет, а Чижову - двух.
После вынесения приговора эмоциональней всех вел себя Сергей Чижов.
- Это не приговор суда, - говорил он, - это позор суда. Обжаловать буду вплоть до Страсбургского суда.
А Николай Уткин сказал, что ждал подобного исхода.
- Ведь земля сегодня, тем более перспективная – это деньгосос, - сказал он. - Имея землю, можно вечно получать деньги. Буду или нет обжаловать приговор, пока не знаю.
Прокурор Расул Клычев признался «Репортеру», что приговор его частично устраивает.
- Я удовлетворен объемом обвинения и квалификацией вины, - подчеркнул он.