Последний раз масштабные гастроли Табакерки у нас были в 2003 году. Так что этот визит именитого театра с тремя спектаклями - большое событие для Самары. Ничего удивительного, что билеты раскупили на все представления. И на «звездную» «Женитьбу Фигаро» (ее давали два вечера и посмотрели около двух с половиной тысяч самарцев), и на интеллектуальный «Рассказ о счастливой Москве» по сложной прозе Андрея Платонова.
Кассовый Фигаро
Идущий на основной сцене Московского художественного академического театра им. Чехова спектакль «Женитьба Фигаро» с масштабными декорациями прекрасно уместился на новой сцене Самарского оперного. Более того, зрители отметили, что он точно вписался в пышные интерьеры отстроенного театра. Даже Олег Табаков признал, что в самом МХТ сценография смотрится не так эффектно.
Хотя этот спектакль 2009 года и разнесен в пух и прах критиками, он был обречен на успех у самарцев. Ведь афиша спектакля пестрит такими звездными именами, как сам Олег Табаков (граф Альмавива), Сергей Безруков (Фигаро), Марина Зудина (графиня)...
Спектакль поставлен Константином Богомоловым, одним из лучших режиссеров нового поколения (в Самаре его знают по бессловесному спектаклю Palimpseston и, к сожалению, так и не выпущенной «Принцессе Турандот» в «СамАрте»). И все же судить о Богомолове лучше по другим спектаклям. «Фигаро» получился кассовой постановкой, радующей глаз публики лестницами и мостиками с резными перилами и пышными барочными костюмами от Александра Васильева.
Настоящие открытия в спектакле Богомолова, впрочем, тоже есть. Например, Сергей Безруков, неожиданно изящный и легкий в роли Фигаро. Да и в остальном спектакль сделан очень неглупо. И даже с попыткой новой интерпретации. Фигаро тут предстает почти героем испанской драмы чести (персонажи комедии у Богомолова время от времени даже начинают общаться на испанском), но как-то уж слишком серьезно (Ольга Барнет, например, играет мать Фигаро просто с трагическими интонациями).
«Репортер» честно дозевал положенные три с половиной часа и недоумевал: как можно было отдать восемь тысяч рублей только за то, чтобы посмотреть на народных артистов в исторических костюмах?
Стертый сын
На самом деле тратить деньги стоило на две другие постановки, игравшиеся на сцене драмы. Хотя отметим, что в немаленьком зале старейшего театра Самары играли спектакли, которые в Москве идут в маленьком подвальчике «Табакерки».
Именно поэтому «Старший сын» Константина Богомолова - умный, нервный, ритмичный современный спектакль по пьесе Вампилова - в Самаре потерял часть своего обаяния. «Репортер», как герой Зощенко, «сидел на верхотурье» и поэтому особенно остро видел те же незалатанные сценографические дыры. Созданные под подвал «Табакерки», декорации не доставали до колосников, образовавшиеся сверху пустоты резали глаз. И если в самой «Табакерке» можно только удивляться, как остроумно художник Лариса Ломакина распорядилась пятачком сцены, то на сцене самарской драмы все как будто расползалось.
В камерном зале спектакль получился жестким и четким. От постоянной игры несколькими планами (вот на лестничной клетке ссорятся друзья, а вот одновременно собирает свой рюкзак Сарафанов-младший) действие шло динамично. Но спектакль в Самаре явно растерял темп и акценты.
Роль Бусыгина (в известном советском фильме его играл Караченцов) в «Табакерке» досталась Юрию Чурсину - яркому, острому артисту («Изображая жертву», «Хиромант»). На родной сцене он был главным героем и центром спектакля - сын XXI века, холодноватый и циничный на вид, но очень жаждущий тепла на деле. На самарской сцене Чурсин неожиданно «стерся» и потерялся, особенно на фоне Сергея Сосновского, играющего Сарафанова.
Но, как бы ни был прекрасен Сосновский (его рефлексирующий, виноватый отец лишен той мягкости, какую играл в фильме Леонов, но при этом не менее раним и по-мужски сердечен), той встречи двух времен, которая «заложена» режиссером в спектакле, здесь не случается.
Вот и в антракте самарская публика сравнивала спектакль с фильмом, что не придет в голову, если смотреть его на родной сцене.
Рассказ о сумрачном литовце
Больше повезло спектаклю, которого ждали все самарские интеллектуалы - также камерному «Рассказу о счастливой Москве». Один из лучших российских спектаклей десятилетия, поставленный тонким, серьезным режиссером Миндаугасом Карбаускисом, выстоял на выезде. И это самая большая радость гастролей.
Когда-то нам уже привозили «сумрачного литовца» - совершенно не характерную для него «кассовую» постановку с Безруковым «Похождение». И казалось уже, что этим знакомство Самары с Карбаускисом закончится.
Но поставленный по малоизвестному роману Андрея Платонова «Рассказ...» выдержал испытание. Актриса Ирина Пегова («Прогулка», «Космос как предчувствие», «Возвращение мушкетеров») будто специально слеплена природой для роли счастливой советской комсомолки.
Москва Честнова (Пегова) - пышнотелая, громкоголосая, и правда, счастливая без причины комсомолка в кумачовом платье - воплощенное электричество. Она просто искрит радостью первых лет строительства коммунизма и верой в счастье всего человечества. Попутно, правда, она расстраивает подпадающих под магнетизм ее обаятельной натуры мужчин, объясняя, что «любовь не может быть коммунизмом», а счастье человечества, как-никак, важнее простого-личного-человеческого.
Спектакли из подвальчика
«Репортер» поломал голову, осмысливая постановки «Табакерки»